Папки-передвижки

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Дикие животные» в подготовительной группе

Наталья Викторовна Десятова
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Дикие животные» в подготовительной группе

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

«Дикие животные. Составление рассказа цепной структуры».

(подготов. группа)

Составила:

учитель-логопед

Десятова Наталья Викторовна

г. Исилькуль

Публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи „Дикие животные“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о диких животных наших лесов; умение пересказывать цепной текст по картинно-графическому плану.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить название диких животных и их детенышей;

- закрепить название жилищ диких животных;

- упражнять в согласовании числительных с сущ. в ед. и мн. числе;

- упражнять в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела диких животных.

- учить составлять предложения по графической схеме;

- учить пересказывать текст цепной структуры по картинно-графическому плану.

коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление;

- развивать графические навыки;

- развивать связную монологическую речь;

- развивать умение делать словесно-логические обобщения;

- развивать умение сравнивать, анализировать.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых результатов;

- воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: карточки с именами детей, наборное полотно с именами детей, фишки для наборного полотна красного и синего цвета, карточки с изображением диких животных для игры «Четвертый лишний»,карточки с наложенным друг на друга контурным изображением диких животных с копировальной бумагой, карандаши простые – 6 штук, карточки с цифрами от 1 до 5, шапки-маски животных : медведь, белка, лиса, волк, заяц, ёж, Предметные картинки этих животных, белые прямоугольники из бумаги – 6 штук, схема для составления предложения, картинно-графическая схема для составления рассказа цепной структуры.

1. Орг. момент

Вас сегодня ждет ребята,

Много интересного.

Будем с вами играть,

Ваши знания проверять,

А будете старательны –

Приз получите обязательно!

- Сегодня у нас пройдет соревнование на самого знающего. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, и ставить их в наборное полотно около своего имени. Красные фишки получит тот, кто ответит на вопрос без ошибки, а синюю получит тот, кому в ответе потребуется моя помощь.

- А сейчас, каждый из вас займет то место, где стоит карточка с его именем.

На столе возле карточек с именем лежат карточки с заданием «Четвертый лишний».

Д/и «Четвертый лишний» (см. приложение№1 (а,б,в).

- Назовите, кто лишний и объясните почему. (по мере того как дети называют лишнее животное, логопед выставляет картинку с изображением этого животного)

- Как назвать одним словом тех кого вы перечислили? (выставить фишки в наборное полотно).

2. Основная часть

1) «Обведи по контуру»

Раздать листы с наложенным друг на друга изображением контура разных животных (приложение №2).

- Найдите животное, которое было у вас лишним и обведите его по контуру. (выставить фишки)

2) Д/и «Думай старательно, отвечай внимательно»

-А теперь давайте сравним ваших животных :

• У кого больше лап, у ежа или медведя?

• У кого лапы больше, у ежа или у медведя?

• У кого больше хвост, у зайца или у лисы?

• У кого хвост длиннее, у зайца или у белки?

• У кого длиннее ноги, у белки или у лисы?

• У кого больше глаз, у волка или у лисы?

За каждый ответ на вопрос детям выдается фишка определенного цвета. Предложить детям самостоятельно поставить фишки в наборное полотно.

Пока дети выкладывают фишки, логопед кладет на пол обруч, раскладывает внутри обруча карточки с цифрами от 1до 5 (карточки перевернуты цифрами вниз) и готовит маски животных.

2) Игра-диалог «Как живешь? Как ты зиму проведешь?»

Раздать маски животных (Например, маска с изображением медведя достается тому ребенку, у которого на карточке в игре «Четвертый лишний» лишним был медведь и т. д.).

- каждый из животных приготовился к зиме по-своему. А вот как, сейчас мы и узнаем.

Логопед:

-Здравствуй, мишка! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске медведя) :

- Я в берлогу лягу спать,

Свою лапищу сосать.

Логопед:

-Здравствуй, белка! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске белки) :

- Я орешки припасла

Возле теплого дупла.

Я по веткам поскачу,

Шишку с елочку схвачу.

Логопед:

- Здравствуй, лисонька-лиса! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске лисы) :

- Буду бегать по лесам,

Буду бегать по полям

И в деревню забегу.

Может курочку найду,

В свою норку унесу.

Логопед:

- Здравствуй, волк! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске волка) :

- Буду по лесу бродить,

На луну ночами выть.

Буду зайца поджидать,

Да других зверей пугать.

Логопед:

- А как называется жилище волка? (логово)

- Здравствуй, зайчик! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске зайца) :

- Буду в чаще я гулять,

Кору дерева глодать

Очень голодно зимой,

Рад я веточке сухой.

Логопед:

- Здравствуй, ёжик! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Ребенок (в маске ежа) :

- Буду в теплой норке спать,

А весной пойду гулять.

Предложить детям поставить фишки в наборное полотно.

3) Игра на внимание

- Вы повторяете движения за мной, но по сигналу (хлопок) должны отдать свою маску соседу справа (1 хлопок).

4) Игра «Назови семью»

Кто где живет, выяснили, а сейчас расскажите о семье животного. Для этого вам нужно поднять карточку с цифрой с пола и по схеме рассказать о семье того животного, маска которого вам досталась (разобрать с детьми значение каждого символа). (Приложение №3 дом – название жилища животного, фигурки людей – «мама, папа», точка – число, детеныши; например: в логове живут волк, волчица и три волчонка).

Предложить детям поставить фишки в наборное полотно.

5) Игра «Чей? Чьё? Чья?»

(работа за столом)

а) игра на внимание (2 хлопка);

б) логопед закрывает прямоугольником белой бумаги различные части тела животных и задает вопрос :

- Без чего животное? (без лапы, без глаза, без уха и т. д.)

в) игра на внимание (2 хлопка)

г) логопед, убирая белые прямоугольники, задает вопросы:

- Чья это лапа?

- Чьё это ухо?

- Чей это глаз? и т. д.

д) игра на внимание (2 хлопка);

Логопед расставляет фишки в наборное полотно.

6) Составление и пересказ рассказа цепной структуры по картинно-графическому плану.

а) выставить схему (для ежа и медведя). (Приложение №4 (а)

В пустое оконце вставляется рисунок ребенка (тот, который он копировал в задании «Обведи по контуру»).

Логопед дает образец рассказа цепной структуры по картинно-графическому плану как ё ж готовился к зиме:

- По небу летел лебедь.

Лебедь уронил перышко.

Белое перышко увидел ёж.

Ёж подумал, что это снежинка.

Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.

А если скоро придет зима, то надо искать норку.

Нашел ёж норку и уснул в ней до весны.

- Кто еще из зверей впадает в спячку?

Логопед предлагает пересказать текст тем детям, у кого картинки ежа и медведя.

б) выставить схему для белки и зайца (Приложение №4 (б).

Логопед дает образец составления рассказа по картинно-графическому плану как белка готовилась к зиме.

По небу летел лебедь.

Лебедь уронил перышко.

Белое перышко увидела белка.

Белка подумала, что это снежинка.

Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.

А если скоро придет зима, то надо менять рыжую шубку на серую.

И поменяла белка свою шубку.

- Кто еще из зверей меняет шубку?

Логопед предлагает пересказать текст тем детям, у которого картинки зайца и белки.

в) выставить схему для лисы и волка (Приложение №4 (в)

Логопед дает образец составления рассказа по картинно-графическому плану как лиса готовилась к зиме.

- По небу летел лебедь.

Лебедь уронил перышко.

Белое перышко увидела лиса.

Лиса подумала, что это снежинка.

Если это снежинка, то, значит скоро придет зима.

А если скоро придет зима, то надо искать норку.

Нашла лиса норку и переждала зиму.

- Кто еще из оставшихся зверей пережидает зиму?

Логопед предлагает продолжить пересказ тем детям, у кого картинки волка и лисы.

Логопед расставляет фишки в наборное полотно и комментирует итоги.

3. Итог.

Вот мы с вами поиграли,

Все, что надо отгадали.

Молодцы, что справились,

Очень все старались,

И, конечно, же всем вам

Я призы сейчас раздам! (Вручение символичных медалей)

Приложение №2

Приложение №4

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Дикие животные» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 июля 2013 в 14:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД