Папки-передвижки

НОД по художественно–эстетическому развитию в подготовительной группе «Проделки болотного духа Камполэна»

Толстогузова Марина Александровна
НОД по художественно–эстетическому развитию в подготовительной группе «Проделки болотного духа Камполэна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

НОД по ХУДОЖЕСТВЕННО– ЭСТЕТИЧЕСКОМУ развитию

В подготовительной группе «Проделки болотного духа Камполэна»

Разработала воспитатель

МБДОУ №14 «Берёзка»

Толстогузова М. А.

Ханты–Мансийск 2015г.

Публикация «НОД по художественно–эстетическому развитию в подготовительной группе „Проделки болотного духа Камполэна“» размещена в разделах

Цель:Формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций Северных народов. Развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования (техника граттаж).

Задачи: Обобщить знания детей о народных промыслах родного края; развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию рисунка). Приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов Севера. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Словарная работа: малица, нырики, кисы, «щучьи зубы», «волны», «ушки молодого зайца», «собачья лапа».

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадок об орнаментах.

Методы и приемы: Наглядный (рассматривание иллюстраций). Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения). Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий; использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности).

Материал и оборудование. Иллюстрации с изображением элементов узоров для украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды (на каждого ребёнка). Палочки (стеки) для работы техникой цветного граттажа (на каждого ребёнка). Влажные салфетки (на каждого ребёнка). Интерактивная доска, ноутбук.

Ход НОД.

Вводная часть.

Воспитатель. Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и вместе скажем:

«Утро начинается, вместе мы встречаемся.

Мы друг другу рады.

(Имя ребенка) здесь и … .здесь… здесь… здесь… здесь. Все здесь!

Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем все вместе (берутся за руки)

Здравствуйте дети!

Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

Игра-упражнение «Передай улыбку по кругу»

Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (улыбаюсь, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.). Теперь присаживайтесь.

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами познакомились с мансийской легендой - сказкой. Кто помнит, как она называется? («Откуда северное сияние пошло»). А кто написал эту сказку? (А. М. Конькова). (слайд 1)

Воспитатель. Давайте еще раз вспомним ее вместе. Девушка Вечерина спасла маленького олененка (слайд 2 Девочка и оленёнок). Вырос олененок и стал красивым, могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко-высоко в поднебесье (слайд 3 Девочка и олень мчатся по небу). Коснулся неба Белый Олень своими украшенными рогами — полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них — и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния (слайд 4 Северное сияние). Как радовались люди! Одевали свои самые красивые одежды, и выходили на улицу танцевать. (слайд № 5 Люди танцующие в национальных нарядах).

(смех Злого Духа).

Воспитатель: Как вы думаете, кто это? (испуганно).

Дети: Злой болотный дух Камполэн.

Воспитатель: Верно ребята – это Злой болотный дух. Что больше всего он не любил?

Дети: Когда люди радуются.

Воспитатель: Верно. Он сразу же начинал злиться, и делать зло людям.

Воспитатель: (слайд № 6 Платье в чёрно – белом цвете) Как вы считаете, что же вдруг произошло с нарядной одеждой? Кто это мог сделать?

Дети: Злой дух Камполэн превратил все одежды из нарядных – в простые.

Воспитатель: Бедные люди. Пропала радость у них, стали они грустными.

Ребята, как вы думаете, мы можем чем - то помочь этим людям?

Дети: Мы можем украсить одежду.

Воспитатель: Может, мы с вами попробуем победить злого Камполэна и, снова, превратим одежды в красочные, вернем им краски северного сияния?

Дети: Да.

Воспитатель: А с помощью чего мы можем украсить одежду?

Дети: С помощью орнаментов.

Воспитатель: Что такое орнамент?

Дети: Орнамент - это узор.

Основная часть.

Воспитатель: Пройдёмте к столу с орнаментами.

Воспитатель. Прежде, чем мы начнём возвращать одежде краски северного сияния, давайте вспомним узоры народов манси. Выберите себе любой узор, и расскажите о нём, как он называется и как изображается. (Предлагаю прикреплять на доску).

Дети (вспоминают название узоров и их изображение)

• Треугольниками изображают «щучьи зубы».

• Прямая линия («прямой след», «прямой путь», «прямая тропа»). Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды.

• Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце». Ромб является основой многих узоров: «глухарь», «солнышко», «охотник», «заячьи уши» и т. д.

Есть еще орнаменты:

«Заячьи уши»

«Оленьи рога» и. т. д.

Воспитатель: Хантыйский поэт Микуль Шульгин написал красивое стихотворение об орнаментах. Вам хотелось бы его послушать?

Дети: Да

(Дети обращают внимание на слайд. Читаю стихотворение об орнаментах на слайде 7). Правда прекрасные слова?

Воспитатель. Ребята. А кто мне расскажет, какую одежду носили ханты и манси? (слайд 8, 9, 10 с изображением одежды, обуви)

Дети. Ханты носили малицу, сшитую из оленьей шкуры. Они носили теплые шапки. Еще носили обувь: зимнюю - кисы и летнюю - нырики. У них зимой были теплые варежки, которые они пришивали к одежде.

Воспитатель. Пройдёмте со мной к следующему столу. Выбирайте себе любое платье, которое вам бы хотелось украсить. Чтобы узор получился похожий на северное сияние, мы с вами будем украшать одежду методом граттажа. (Вспомнить что такое граттаж).

Воспитатель: Прежде, чем мы приступим к украшению одежды, предлагаю размять свои пальцы и сделать физкультурную минутку.

Физкультурная минутка «Моя тундра»

(по отрывку из стихотворения Василия Ледкова «Моя тундра»)

Ты еще не видел чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)

Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)

Слушать звон копыт по насту. (Перебираем пальцами обеих рук по столу)

Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)

Воспитатель. Приступаем к работе. Для работы нам понадобятся палочки с острыми концами. Возьмите их, и смело приступайте к украшению одежды.

На фоне тихой спокойной музыки проходит самостоятельная работа детей. Дети используют в работе нетрадиционную технику рисования – цветной граттаж.

Рефлексия

Воспитатель. Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Думаю, что даже Камполэну - Болотному Духу не под силу испортить такую красоту.

(звук волшебства)

Все оборачиваемся, и смотрим на экран (слайд с танцующими людьми в нарядных одеждах).

Воспитатель: (восхищаясь) Ребята, посмотрите, мы действительно смогли победить злого духа. Все люди снова радуются, танцуют. Какие же вы молодцы!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. Когда придём в группу, что бы вам хотелось рассказать друзьям? Что сегодня делали мы? Какое доброе дело вы совершили?

Дети (отвечают).

Воспитатель: Задерживаться мы не будем тогда. У нас много, что есть рассказать своим друзьям. Свои работы мы заберём в группу, оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями.

Литература:

Конспект является авторской разработкой. Использованные материалы. 1. Земное тепло. Мансийские сказы. Запись и обработка М. А. Анисимковой. СПб. : «Детская литература». 1979. – 95 с.

2. Е. Оборотова. Уроки Евдокии Ерныховой. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Березово. : Комитет по образованию Администрации Березовского района ХМАО – Лаборатория этнического мониторинга. 1997.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Рисование с натуры (сапог)» в подготовительной группе .

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе «Сказка в живописи» Конспект непосредственной образовательной деятельности ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в подготовительной группе.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе «Фантазийные деревья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 133 г. ЛИПЕЦКА Тема: «Фантазийные деревья» Конспект НОД по.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Бабочки на лугу» Непосредственно – образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Бабочки.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ко Дню матери «Портрет моей мамы»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ко Дню матери «Портрет моей мамы» Программное содержание: - Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Монотипия «Чудесные бабочки» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: "Чудесные бабочки" (монотипия) Цель: Создание условий.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Зимушка-зима» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе ЗПР, Тема: «Зимушка зима» Цель: развитие ценностно-смыслового.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Проделки злого волшебника Ляпсуса» Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Проделки злого волшебника Ляпсуса» Тематическая неделя:.

НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Изготовление куклы-закрутки» Задачи: познакомить с изготовлением традиционной куклы, через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси, приобщать к обрядовой.

НОД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию: «Северное сияние» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Автор публикации:
НОД по художественно–эстетическому развитию в подготовительной группе «Проделки болотного духа Камполэна»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 20:55
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД