Папки-передвижки

НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда»

Наталья Алексеева
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда»

НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».

Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовле-ния.

Задачи:

1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно вы-бирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным релье-фом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Публикация «НОД по лепке в старшей группе на тему „Декоративная посуда“» размещена в разделах

2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выби-рать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых из-делий.

3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.

Методы:

1. Словесный (беседа, объяснение, художественное слово, напоминание).

2. Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды).

3. ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре?»

Технологии:

- ИКТ (презентация «Старинная посуда», «Способы лепки посуды»).

- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, танец «Веселей шагать всем вместе»).

Образовательные области:

Приоритетная: «Художественно – эстетическое развитие»

В интеграции:

Физическое развитие:

- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.

-Способствовать снятию напряжения с глаз.

Социально-коммуникативная деятельность:

-Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотиче-ских чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.

- Закреплять правила пользования глиной, стекой и др. художественным мате-риалом.

Речевое развитие:

-Малые формы фольклора (пословицы, загадки, чтение отрывков сказки К. Чу-ковского «Федорино горе».

-Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на во-просы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.

Познавательное развитие: происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность (пение песни «Белая береза», прослушивание музы-ки: русские народные наигрыши, мелодия «Красный сарафан»).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная дея-тельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа:

- экскурсия в музей детского сада «Народное творчество в быту»,

- экскурсия в гончарную мастерскую, участие в мастер-классе «Лепка из гли-ны»,

-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельно-сти,

-беседы о видах посуды,

- беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Способы лепки посуды»;

- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного ис-кусства, «История создания посуды», «Виды посуды», «Посуда из глины»,

-рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рас-сматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,

-чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и кув-шин», Бр. Гримм «Горшочек каши», К. Чуковский «Федорино горе» и др. ,

- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;

В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и обору-дование: пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпу-сы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от иг-рушечной посуды и т. д., вода, доски, салфетки (бумажные, влажные, фартуки.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точ-ку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки, вазы, самовара); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе до-школьники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.

На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.

Ход НОД:

Восп. : Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.

В это время посуда, нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.

Восп. : Федора, что у тебя случилось?

Федора:- Вот бедная я, одна,

И плачу, и плачу я.

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди - поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Помогите вернуть мне посуду домой!

Восп. : Ребята, поможем Федоре?

Дети: Да!

-Восп. : Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Восп. : Кто автор сказки?

Восп. : Ребята, почему убежала посуда от Федоры?

Восп. : Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Скажите мне, для чего человеку нужна посуда?

Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т. д.

Восп. : Из каких материалов изготавливали посуду раньше?

Дети: Из глины, дерева, чугуна.

Восп. : Назовите преимущества такой посуды.

Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в ней не портились продукты.

Восп. : Назовите недостатки такой посуды.

Дети: - Глиняная - могла разбиться.

-Чугунная - тяжелая, некрасивая.

- Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.

-Стеклянная - легко бьется.

Восп. : А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?

Дети: В настоящее время появился пластик.

Восп. : Назовите преимущества пластиковой посуды.

Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.

Восп. : Назовите недостатки такой посуды.

Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.

Федора: Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды, ко-торую использовали раньше и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки, чугуны, глиняные горшки).

Федора: Да, много посуды здесь, хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от ме-ня убежала. Как же мне вернуть посуду?

Восп. : Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?

Дети (рассуждают) :

-Можно принести из группы.

-Из чего же мы будем есть в группе?

-Купить в магазине.

-Но у нас нет денег.

-Вылепить!

-Да, действительно, лепить мы умеем!

Восп. : Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?

Дети: Гончары.

Восп. : А вы хотите отправиться в гончарную мастерскую?

Дети: Да!

(Все исполняют танец «Веселей шагать всем вместе»)

Восп. : Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изго-товлению посуды. Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну. То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнооб-разных форм и размеров, т. е. появилась декоративная посуда.

-Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды : вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т. д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки : вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декора-тивную посуду, применяя известные вам способы лепки.

-А какими способами мы будем украшать наши изделия?

Дети: налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.

Восп. : Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закали-вают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?

Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.

Восп. : Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Эй, ребята, не ленись,

На разминку становись,

(замок, пальцы движутся)

Мы посуду всё лепили,

(сжать, разжать кулаки)

И водою руки мыли,

(растереть ладошки)

Чашки, блюдца в ряд стоят,

(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)

И на солнышке блестят.

(фонарики)

-Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

(Во время работы звучит русская народная музыка)

-Ребята, не забывайте пользоваться водой.

-Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.

Восп. : Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.

Дети:

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Восп. : В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети под-певают).

Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необхо-димо тщательно загладить поверхность.

Восп. : А сейчас я хочу загадать вам загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Самовар.

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Чайник.

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет.

Чашка.

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!

Сахарница.

В земле я родился,

В огне закалился.

Горшок.

Восп. : Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды.

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изде-лия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.

-Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они под-сохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Фе-доре.

Федора: - Спасибо вам, ребята!

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Федора: Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду.

В: Федорушку посуда прощает

И сладким чаем нас угощает!

Список использованной литературы:

1. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мо-заика Синтез 2010г.

3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.

4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г. С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.

5. Штейне Н. Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н. Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.

6. Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т. Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.

Публикации по теме:

Занятие в старшей группе «Декоративная тарелочка»Занятие в старшей группе «Декоративная тарелочка» Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок купава, листок. Задачи:.

Интегрированное занятие по развитию речи и лепке с элементами пластилинографи во 2 младшей группе «Федора и ее посуда»Интегрированное занятие по развитию речи и лепке с элементами пластилинографи во 2 младшей группе «Федора и ее посуда» Интегрированное занятие по развитию речи и лепке во 2 младшей группе «Федора и ее посуда». Цель: Расширять представления об окружающих.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе детского сада на тему «Посуда» Цель: Формировать у детей обобщающие понятия: кухонная, столовая, чайная посуда. Задачи: 1)Уточнить с детьми название посуды, уметь называть.

Конспект НОД по лепке из пластилина нетрадиционным способом для детей старшей группы на тему «Зимующие и кочующие птицы» «Зимующие и кочующие птицы» Цель: формирование умений делать птиц из пластилина нетрадиционным способом. Задачи: закрепить.

Конспект НОД по речевому и познавательному развитию в старшей группе на тему «Посуда» Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Декоративная посуда» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Конспект НОД в средней группе «Декоративная посуда».

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по лепке на тему: «Лягушата в пруду» Основные цели и задачи: - Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы комбинированным способом, пояснить связь между пластической.

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи и лепке на тему: «Весенний коврик»Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи и лепке на тему: «Весенний коврик» Задачи: познакомить детей с видом народного декоративно – прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя.

Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда»Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда» В нашей группе проходила тематическая неделя на тему "Посуда". На занятии по аппликации решили сделать поделку методом обрывания бумаги.

Открытое занятие на тему «Посуда» в средней группе «Чаепитие с дракончиком Пыхалкой» Цель: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана, формировать понятия чайная посуда;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда»
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 14:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД