Папки-передвижки

НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Знакомство с огнем».

Светлана Егорова
НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Знакомство с огнем».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок»

НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Воспитатель: С. В. Егорова

Юрга 2018

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Вид: познавательное.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная деятельность, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы, игровая деятельность.

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Знакомство с огнем“,» размещена в разделах

Тема: “Знакомство с огнем”.

Возраст: 6-7 лет.

Группа : подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповое помещение.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.

2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.

3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.

4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, маленький стул для воспитателя

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы.

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки.

Литература: Программа “Школа 2100”. Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадку, разгадав ее, вы сразу поймете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии:

Богатырь медноволосый-

Без ушей, без глаз, без носа-

Пожирает всё кругом:

Стол, бумагу, платье, дом.

Угостишь его водой-

Сникнет сизой головой.

Правильно, это огонь. И так, сегодня на занятии мы поговорим об огне.

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку, и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дуновении ветра). В нем таится могучая сила. Многие люди любят смотреть на огонь. Огонь успокаивает и заставляет человека ни о чем не думать.

Давайте встанем вокруг огонька, возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем).

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? ( Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок” : сейчас ребятки давайте попробуем задуть нашу свечку. Вдыхаем носом и выдыхаем ртом.

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? ( Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы.)

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Но огонь может быть разным: и добрым другом и помощником и грозной стихией, которая уничтожает все на своем пути и уносит человеческие жизни.

Знают взрослые, знают дети,

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду,

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -

Всемогущий горячий огонь.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издревле до нашего века

Он – помощник и друг человека.

- Как об огне говорится в этом стихотворении? (ответы детей). Или вот еще послушайте стихотворение:

Люди силу и мощь ощутили,

С той поры, как огонь приручили!

Но бывает огонь и другим -

Не согрет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

- Теперь о чем нам говорит стихотворение? (ответы детей). Правильно, если не умело обращаться с огнем, может произойти беда. Пожары уносят миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Физминутка: “Пламя костра”

Музыка «звуки костра»

Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.

Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

- Понравилось вам быть огоньками?

Опыт 1 “Горячо-холодно” : (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Опыт 2 “Горит – не горит” : ( Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние. Как вы думаете, предмет, который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.

От искры пожар рождается.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Человеку друг огонь, только ты его не тронь.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.

Не трогай огня – не обожжешь руку.

Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.

“От маленькой искорки – большое горе”,

“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? ( Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? ( Ответ: набрать номер 01. У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом. 21, квартира

6).

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? ( ответ: попытаться потушить пожар, набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

• не играй со спичками

• выключай электроприборы

• не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять? Давайте послушаем стихотворение, которое и подведет итог нашему занятию.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

Публикации по теме:

«Букет для мамы». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в старшей группе МБДОУ №2 «Рябинка» г. Троицк Иванова Анна Викторовна Воспитатель Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим с элементами.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами лего-конструирования «Строительная техника» (Группа оформлена детскими работами из конструктора Fischertechnik (выставочный центр строительной техники, вывеской «Машиностроительный.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы с элементами экспериментирования по теме «Свойства камней» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 «Ягодка» города Димитровграда Ульяновской области».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительный воздух» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Африку и знакомство с ее обитателями» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в Африку, знакомство с ее обитателями». Воспитатель: Моргунова Алина Алексеевна.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования «Снег и лед» в подготовительной группе .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования «Вулкан»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования «Вулкан» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы» Составила:.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Времена года» Занятие по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе. Составила: Воспитатель МБДОУ детский сад №2 ЗАТО Озерный,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Земля в опасности» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Планета в опасности». Составила: воспитатель МБДОУ детский сад.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в группе раннего возраста «Знакомство с профессией повара» Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в группе раннего возраста «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАРА». Цель. Познакомить с профессией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Знакомство с огнем».
Опубликовано: 18 июня 2018 в 18:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД