«Осенняя пора, очей очарование». Интегрированная НОД в подготовительной группе по произведениям А. С. Пушкина

Светлана Хомутова
«Осенняя пора, очей очарование». Интегрированная НОД в подготовительной группе по произведениям А. С. Пушкина

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в чтении стихов А. С. Пушкина;

- учить соотносить изображения природы на картинах с его стихами.

Развивающие:

- развивать выразительность речи;

- развивать слуховое восприятие: умение слышать и быстро ориентироваться в речевом материале;

- активизировать мыслительную деятельность, память;

- развивать музыкальный слух, коммуникативные качества;

- способствовать развитию внимания, мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, интерес к рассматриванию картин великих художников, желание слушать классические музыкальные произведения;

- способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки.

Словарная работа: в багрец и золото, одетые леса, природы увяданье, очей очарованье, отряхает, с нагих ветвей, таинственная сень, осенний хлад, бранят, главы берёз и лип.

Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, наблюдения за природой осенью, слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», Вивальди из цикла «Времена года», рассматривание репродукций на осеннюю тематику В. Поленова, А. Саврасова, И. Левитана, И. Бродского, Волкого, Р. Бергольц и т. д., рисование рисунков на данную тематику, заучивание стихов об осени; дидактические игры «Угадай время года», «Что перепутал художник?», «С какого дерева лист?», «Что сначала, что потом?», «Мы художники», «Раз-два-три - к дереву беги», рассматривание коллажа «Пушкинская осень».

Оборудование:

Газета-коллаж «Пушкинская осень»; мольберт; презентация «Осенняя пора, очей очарованье» с репродукциями великих художников; мультимедийная установка; призы – минипортреты поэта, засушенные осенние листья, кисти, краски, бумага, салфетки.

Первая часть – введение.

Воспитатель: (все участники стоят на ковре)

- Здравствуйте,дети!

- Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку.

- На улице уже зима, выпал снег, стало холодно, а ещё совсем недавно всё вокруг было золотым и багряным. Стояли тёплые солнечные деньки. Мне очень жалко расставаться с осенью, а вам?

Ответы: нам тоже жаль расставаться с осенью.

Воспитатель:

- Почему жалко?

Ответы: потому что деревья будут стоять голые, начнутся морозы.

Воспитатель:

- А вы хотите отправиться на осеннюю прогулку?

Ответы: хотим.

Воспитатель:

- Для этого нам необходимо взяться за руки, закрыть глаза и представить (звучит музыка, что ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву. Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Открывайте глаза, сделаем глубокий вдох, расправим плечи.

- Вот мы с вами и попали на прогулку в пушкинскую осень.

- Усаживайтесь за столы, прогулка продолжается.

Воспитатель:

- Какими словами можно назвать осень?

Ответы: Золотая, багряная, волшебная, любимая

Воспитатель:

- Какие вы красивые слова об осени сказали! Для кого из поэтов осень была любимым временем года?

Ответы: осень была любимым временем года для А. С. Пушкина.

Воспитатель:

- Послушайте, как он говорил о своём к ней отношении:

И с каждой осенью

Я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

…Я снова счастлив молод,

Я снова жизни полон –

Таков мой организм.

Много стихов написал поэт об осени. Это мы видим в стенгазете – коллаже. Вот он сидит на скамейке, любуясь увядающей природой, и у него рождаются стихи:

Воспитатель: прочитайте, пожалуйста, строчки из стихотворения «Унылая пора

Предполагаемый участник: читает стихотворение «Унылая пора…»

Унылая пора!

Очей очарованье,

Приятна мне твоя

Прощальная краса –

Люблю я пышное

Природы увяданье,

В багрец и золото

Одетые леса… .

Воспитатель:

- Это он пишет в сентябре, когда листья багряные, золотые, но вот наступает следующий месяц – октябрь, и А. С. Пушкин пишет:

- Прочитайте подходящее стихотворение.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Октябрь уж наступил…».

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей.

Воспитатель:

- Наступает ноябрь. Александр Сергеевич и это месяц упоминает в своих стихах:

- Прочтите, пожалуйста, про ноябрь.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Уж небо осенью дышало»

…Приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель:

- И вот конец ноября, поздняя осень, становится холодно, но ему нравится и этот период, и он опять отражает его в своих стихах:

- найдите строчки о поздней осени.

Предполагаемый участник: читает строчки о поздней осени из стихотворения «Осень» А. С. Пушкина.

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

Воспитатель:

- Итак, мы видим, что А. С. Пушкину нравятся все периоды осени. Сегодня мы вспомним все его стихи об осени, почитаем их и простимся с этим прекрасным временем года.

Вторая часть – игра «Доскажи строчку»

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем. Я начну любую строчку из стихотворения, а вы продолжите её. Итак, начали!

Кроет уж лист … золотой

Влажную землю в лесу.

Лесов таинственная … сень

С печальным шумом … обнажалась.

Унылая … пора,

Очей очарованье.

Настала осень… золотая,

Природа трепетна, бледна.

Уж небо…осенью дышало,

Уж реже …солнышко блистало.

Любо в лесу мне … бежать,

Слушать, как сучья трещат.

Листья ногой …загребать.

Дохнул осенний … хлад,

Дорога промерзает.

В багрец и в золото…

Одетые леса.

Приятна мне … твоя

Прощальная краса.

Уж роща … отряхает

Последние листы

С нагих … своих ветвей.

- Хорошо! Молодцы!

Воспитатель:

- А сейчас, чтобы закрепить чувство прекрасного я предлагаю вам выйти в круг, встать парами и станцевать осенний вальс (звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е. Дога).

Третья часть

Воспитатель:

- Мы с вами вспомнили стихи А. С. Пушкина.

- Об осени писали не только поэты, но и художники. А сейчас мы с вами попробуем увидеть строчки из стихов А. С. Пушкина в картинах великих художников – И. Левитана, Поленова, Волкова, Саврасова и др. Я буду вам показывать картины, а вы, в зависимости от изображенного, будете подбирать то, или иное стихотворение.

(Показывает 5-6 картин на слайдах, звучит музыка П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»).

1 картина: В. Д. Поленов «Золотая осень»

Воспитатель:

- Прочитайте, …, пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к этой картине.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Унылая пора»

Унылая пора!

Очей очарованье,

Приятна мне твоя

Прощальная краса –

Люблю я пышное

Природы увяданье,

В багрец и золото

Одетые леса… .

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки? Какие слова поэта характерны для этой картины.

Предполагаемый участник: слова А. С. Пушкина в стихотворении «Унылая пора» характеризуют содержание данной картины, для этой картины характерны слова: прощальная краса, пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.

2 картина –А. Саврасов «Осень»

Воспитатель:

- Прочитайте,, пожалуйста, строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине А. Саврасова «Осень».

Предполагаемый участник: Читает строчки из стихотворения «Уж небо осенью дышало»

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки? Какие слова поэта характерны для этой картины.

Предполагаемый участник: для этой картины характерны слова: туман, гусей караван тянулся к югу.

3 картина: Волков. Октябрь.

Воспитатель:

- Прочитайте, …, пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к этой картине.

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Октябрь уж наступил…»

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки?

Предполагаемый участник: здесь говорится об октябре и на картине изображён октябрь.

4 картина - И. Левитан. Поздняя осень. Усадьба.

Воспитатель:

- Прочитайте, …, пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине И. Левитана «Поздняя осень. Усадьба».

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Осень»

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист…

Воспитатель:

- Почему Вы подобрали именно эти строчки?

Предполагаемый участник: на картине изображены деревья с макушками без листьев ; для этой картины характерны слова: главы берёз и лип обнажены, она шумит в дубравах опустелых; там день и ночь кружится жёлтый лист.

5 картина – И. Бродский «Поздняя осень»

Воспитатель:

- Прочитайте,, пожалуйста строчки из стихотворения, наиболее подходящие к картине И. Бродского «Поздняя осень».

Предполагаемый участник: читает строчки из стихотворения «Уж небо осенью дышало»

… приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель:

- Объясните, почему вы подобрали именно это стихотворение?

Ответы: картина И. Бродского и строки стихотворения объединены общим смыслом – поздняя осень и стоял ноябрь уж у двора – ноябрь последний месяц осени, т. е. поздняя осень.

Воспитатель:

- А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение и посмотрим ещё несколько картин и попробуем догадаться, какое же музыкальное произведение прозвучит.

(звучит музыка П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года», на слайдах репродукции на осеннюю тематику)

Воспитатель:

- Как вы думаете, музыку какого композитора мы с вами только что слушали?

Ответ: прозвучала «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Четвёртая часть – изображение осени с помощью сухих листьев и краски на листе бумаги способом печатания.

Воспитатель:

- Сейчас я вам предлагаю стать художниками, но рисовать мы будем необычным способом, а способом печатания сухими листьями.

- для этого вам надо намазать на лист краску и отпечатать его на листе бумаги.

(звучит музыка А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года, участники выполняют задание)

- Молодцы, если мы сложим все ваши рисунки рядом, то у нас получится настоящий осенний лес – золотой и багряный.

- Кто скажет, какое музыкальное произведение звучало, когда вы выполняли это творческое задание?

Ответы: А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша необычная прогулка.

- Давайте закроем глаза, представим (звучит музыка, что ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с осенней листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь. Открывайте глаза, сделаем глубокий вдох, расправим плечи. Вот мы и вернулись обратно, где холодно, много снега и наступила настоящая сибирская зима.

Воспитатель:

-Понравилась вам прогулка в пушкинскую осень?

Ответы: очень понравилась.

Воспитатель:

- На нашей осенней прогулке все мы получили заряд хорошего настроения, и мне бы очень хотелось, чтобы этого заряда хватило вам до конца дня.

- Сегодня мы не только вспомнили стихи Пушкина о его любимом времени года, ещё раз увидели замечательные произведения искусства великих русских художников и окунулись в мир классической музыки, всё это можно объединить в один сюжет – осенняя пора, очей очарованье.

А сейчас в память о нашем занятии я хочу подарить вам эти минипортреты А. С. Пушкина.

Публикации по теме:

Игровой материал по «Петербурговедению» Игровой материал по «Петербурговедению» 1. Развивающая игра – «Разрезные картинки» Цель: а) Развитие зрительного внимания б) формирование.

Инсценирование сказки «Теремок»Инсценирование сказки «Теремок» В рамках тематической недели "Дикие животные" в средней группе мы с детьми делали игру - инсценировку сказки "Теремок". Детям это так понравилось,.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
«Осенняя пора, очей очарование». Интегрированная НОД в подготовительной группе по произведениям А. С. Пушкина
Опубликовано: 10 января 2014 в 08:31
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарки своими руками (продолжение)
делаем топиарий вместе с ребенком. Это занятие не только разовьет творческие навыки ребенка, но и моторику рук, усидчивость, что очень важно при...
Конкурс лэпбуков
Конкурс лэпбуков В нашем ДОУ прошёл конкурс лэпбуков. В этом конкурсе приняли участие педагоги, родители и дети. Мною было разработано положение о смотре...
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...