Получи документы

НОД по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего возраста «Поможем Звукознайкину»

Алена Лысая
НОД по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего возраста «Поможем Звукознайкину»

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком «Ш», учить детей правильной артикуляции этого звука.

2. Упражнять детей в нахождении звука «Ш» в словах.

3. Развивать мелкую моторику, слуховое внимание.

4. Воспитывать у детей доброе чувство, желание помочь другу.

5. Способствовать оздоровлению детского организма через обеспечение на занятии атмосферы эмоционального комфорта, дыхательную гимнастику.

Оборудование:

Предварительная работа:

Публикация «НОД по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего возраста „Поможем Звукознайкину“» размещена в разделах

1. Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

2. Чтение книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Методические приёмы:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Игровой приём.

3. Использование сказочного персонажа.

4. Объяснение воспитателя.

5. Вопросы.

6. Указания.

7. Дидактические игры.

8. Артикуляционная, дыхательная гимнастика.

9. Физминутка.

10.«Дорожка здоровья».

11. Использование музыкального сопровождения

Ход занятия

Организационный момент.

Дети и воспитатель достраивают башню, звучит тихая, спокойная музыка, общаются.

Воспитатель: - ребята, что это за конверт? (находит рядом со

стройкой)

Дети:- не знаем (музыка приглушается, затихает)

Воспитатель: - посмотрим, что в нём? (воспитатель меняет положение так, чтобы все дети находились перед ним)

Дети:- посмотрим.

Воспитатель: - достаёт письмо и читает:

Дорогие ребята, в моей стране Звуков, случилось несчастье, к нам проникла старуха Шапокляк и украла вашу любимую книгу «Живая шляпа». Помогите, пожалуйста, вернуть на книжную полку эту книгу.

Ваш друг Знайкин.

Воспитатель: - Да. Это беда ребята, поможем Звукознайкину, найти книгу?

Дети:- да, поможем

Воспитатель: - чтобы нам справиться с хитрой старушкой

Шапокляк: нам нужно быть дружными, как например, наши пальчики, (поднимаю детей):

- Вставайте вокруг, а я чтобы всем было видно присяду. (сажусь на рядом стоящий куб).

- Пальцы дружная семья, друг без друга им нельзя, вот большой, а это средний, безымянный и последний, наш мизинец малышок, у-у-у указательный забыли, чтобы старуху победить нужно дружными всем быть (делаем круг и пальчики скрестим в замок).

Воспитатель: - уводит от постройки детей в сторону со словами:чтобы попасть в страну Звуков нам нужно заглянуть в гости к весёлому язычку, но дорога будет нелегка.

Впереди болото, кочки (идём перешагивая с кочки на кочку)

Воспитатель:- По болоту мы пойдём

К язычку в гости мы пройдем

А вот и наш язычок (показываю на знак язычка) круглый стол, посередине указатель с изображением языка, вокруг зеркала.

- Какие же игры нам приготовил сегодня язычок

- Давай присядем.

Дети присаживаются, воспитатель берёт карточки с изображением артикуляционной гимнастикой.

Воспитатель: - показывает первую картинку «Пиала» и тут же ставит на подставку пиалу, читая стихотворение:

1.«Пиала»

Язык широкий покажи Его края приподними

-Получилась пиала,

Почти круглая она

В рот её ты занеси

И края к зубам прижми.

Воспитатель: - молодцы, а вот у Насти немножко не получилось, это не беда. Следующая карточка:

2.«Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Воспитатель: - Саша язычок подними выше и оближи своё варенье, молодец. Молодцы дети.

3.«Грибок»

На лесной опушке

Где жила кукушка

Вырос гриб волнушка

Шляпка на макушке.

Воспитатель: - хорошо все справились с этим заданием.

Отправляемся дальше, а вот и автобус, ребята занимайте места.

Подходим к автобусу и слышим (звучит звук Ш-Ш)

Воспитатель: - ой дети, кажется лопнула шина.

Прислушайтесь (звук повторяется громче) замолкает.

- что это за звук, повторим этот звук вместе, Настя повтори этот звук, Саша, да интересный звук, шина лопнула.

- Давайте что ни будь придумаем как нам быстрее попасть в строну Звуков.

- А вот воздушный шар, (указываю на полуспущенный шар, давайте его надуем и полетим на нём?

Дети: - давайте.

Воспитатель: - закрываем глаза и представляем, что мы все вместе дружно, надуваем воздушный шар. Спинка у всех прямая, вдыхаем и с силой выдыхаем, ещё раз (а в это время, меняется шар на надутый).

- Кажется, надули, что ребята, полетим, возьмемся за корзину и летим (зазвучала музыка) ребята держитесь крепче (музыка приглушается)

- Ну, вот мы и стране звуков.

Нас встречает старуха Шапокляк песней:

«Кто людям помогает,

Тот тратит время зря.

Хорошими делами,

Прославиться нельзя».

Шапокляк: - о, а это кто ещё сюда пожаловал (осматривает детей,шкодит)

Воспитатель: - это мы дети из детского сада, пришли к тебе за или Дети книгой, которую ты украла у звукознайкина.

Шапокляк: - украла, украла. Ну и что, что украла, а вам то что

Дети: - ну ведь нам она тоже нужна, зачем ты её украла, могла просто взять почитать и вернуть обратно на полку Звукознайкину.

Шапокляк: - ну ладно так и быть, отдам я вам вашу книгу. Только вот помогите мне разобраться со звуком. пауза.

Дети: - Шапокляк.

Шапокляк: - ну да, а что меня все Сапокляк, да Сапокляк, какой у меня первый звук?

Дети: -Ш Шапокляк: - и я говорю что «Ш»

Дак помогите мне с этим «Ш» разобраться.

Воспитатель: - а давайте я вам всем немного расскажу об этом звуке:

На свете живёт шипящая песенка ш-ш-ш.

Это трудная песенка.

Давайте попробуем произнести этот звук (дети произносят)

Шапокляк - проверяет кто как произносит звук.

Шапокляк: - как ты произносишь, а ты, ну ка ещё раз (шкодит, то же шипит, у меня то же получается.

Воспитатель: - а хотите я вас научу как проверить правильно ли вы произносите звук «Ш». Идите за мной физминутка.

Физминутка:

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево шаг - вправо шаг,

Шаг вперёд - шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем

Ноги дружно поднимаем,

Шаг немного замедляем

Постепенно. (ускоряем,

Сейчас быстро мы поедем,

Затем медленно идем

Руки вверх мы поднимаем,

Потом. (вниз) их. (опускаем).

В гости к звуку попадаем.

Воспитатель: - если звук «Ш» произносить чётко и достаточно громко, то на ладони поднесённой к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя тёплого воздуха. Подставьте ладонь губам, но не прижимайте и произнесите звук «Ш».

Шапокляк: - ну ка я посмотрю как вы это делаете

Воспитатель: - какой воздух выдыхаете тёплый или холодный

Лера - у тебя какой? Саша - а у тебя?

Шапокляк: - так я всё таки не пойму тёплый должен выходить или холодный? Альбина - какой? - тёплый!

Воспитатель: - не все дети умеют произносить звук «Ш», но это не беда, вы научитесь если каждый день будете упражняться, поднимать язычок к верху, округлять и вытягивать губы (показ, вы научитесь. Воспитатель обращается к Шапокляк:

- «Шапокляк тебе всё понятно. Шапокляк:

- понятно, понятно.

Воспитатель: - а теперь может, вернёшь нам книгу?

Шапокляк: - сейчас, сейчас, задумывается, нет вы ещё моё задание выполните.

Воспитатель:- какое?

Шапокляк:- а вот какое, я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «Ш».

Слова: принцесса, шар, дом, крыша, Миша, перо, груша и так далее.

Если дети ошиблись, воспитатель поправляет:

- Давайте прослушаем это слово, Лера, есть ли в этом слове звук «Ш»

Шапокляк: - все знают

Воспитатель: - ну, а теперь отдай нам книгу.

Шапокляк: - отдам, отдам, только помогите мне разобраться в это (показывает на кучу вещей, которые лежат в обручах). Я не могу разобраться в этих безделушках. В малый обруч положите предметы в которых есть звук» Ш», а предметы в которых нет звука оставьте в большом обруче.

Дети разбирают, Шапокляк следит, правильно ли дети выполняют задание, если вдруг оказался предмет без звука Ш в середине, Шапокляк смеётся над ними, что они сделали не так.

Воспитатель обращает внимание детей на ошибку. Дети исправляют её. Задание выполнено.

Дети:- вот, всё и готово.

Воспитатель:- Шапокляк отдай теперь нам книгу.

Шапокляк:- ну я уже не знаю, забирайте свою книгу, а так хотелось почитать.

Воспитатель: - поехали с нами, почитаем в группе, а потом вернём Звукознайкину.

Шапокляк отдаёт книгу и радуется. Ура! Я еду вместе с ребятами читать книгу.

Воспитатель: - ребята, нам пора возвращаться, нас ждут в детском саду и книгу нужно вернуть на место, а вот и наш автобус починился, поехали домой. Дети занимают места, а сзади садиться

Шапокляк: Звучит песенка, дети подпевают, музыка заканчивается.

Воспитатель: - вот мы в нашем детском саду в изостудии идёмте в группу читать книгу.

Публикации по теме:

Многофункциональная игра «Новогодняя ёлочка»Многофункциональная игра «Новогодняя ёлочка» У многих из нас остаются ненужные красочные упаковки от Новогодних подарков. Мы их перекладываем с места на место, потому что жалко выбросить.

Подгрупповое занятие с дошкольниками на логопедическом пункте по автоматизации звука [Л] в слогах и словах. Цели: • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л]. • Упражнять в правильном произнесении звука [Л] в слогах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего возраста «Поможем Звукознайкину»
Опубликовано: 14 января 2015 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД