МААМ-картинки

НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей» (подготовительная группа)

Елена Николаевна Радыгина
НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей» (подготовительная группа)

НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей». Подготовительная группа.

Программное содержание. Познакомить детей с приспособлениями к жизни первобытных людей, их жилищами и занятиями. Развивать познавательный интерес к изменению образа жизни человека. Активизировать словарь детей. Воспитывать желание применять полученные знания в игровой деятельности.

Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Жизнь первобытных людей“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, изображающие древних людей, пещеру, очаг, орудия труда; перфокарты для игры «Кому, что нужно для труда?», кусочек шерсти, пропитанный жиром.

Ход НОД.

Воспитатель. Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он взялся? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как давно, три миллиона лет назад жили древние люди. Ещё их называли первобытными людьми. Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Дети. Потому что они были первыми.

Воспитатель. Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт – это то, чем пользуется человек в своей жизни (посуда, мебель, дом, чтобы питаться, не замёрзнуть от холода, освещать помещение. Как вы думаете, было ли всё это у первобытных людей?

(Дети отвечают.)

Воспитатель. У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать. Правда, он был быстр, ловок и сообразителен. Ребята, посмотрите на картинку и кажите, на кого похожи древние люди?

Дети. На крупную обезьяну.

Воспитатель. Опишите лицо древнего человека. Какое оно?

( Дети описывают: лоб, нос, челюсть).

Воспитатель. Они ходили на двух ногах, а не на 4-х, как животные, но, при этом, они сильно наклонялись, и походка была прыгающая. Руками они могли хватать, ударять, копать. Жили они не по – одиночке, а человеческими стадами. Древние люди не умели разговаривать, а издавали отрывистые звуки, как и животные. С помощью этих звуков они выражали гнев и страх, звали на помощь, предупреждали друг друга об опасностях. Помогали друг другу, т. к. вместе им легче было выжить и не умереть, легче защищаться от хищников и добывать пищу.

Воспитатель. Как вы думаете, легко ли жилось первобытному человеку?

Дети. Трудно.

Воспитатель. Почему же им жилось очень трудно?

Дети. Потому что без одежды человеку было холодно. Ему негде было спрятаться от непогоды и от диких зверей.

Воспитатель. Ребята, а почему первобытный человек не мог построить себе жилище, ведь со всех сторон его окружали леса и горы?

Дети. Он не умел строить дом, у него не было инструментов.

Воспитатель. А где же человек нашёл свой первый дом?

Дети. В пещере.

Воспитатель. Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли.

Воспитатель. Почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле?

Дети. Чтобы укрыться от дождя, ветра и зверей.

Воспитатель. Ребята, были ли в пещерах посуда, мебель?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как же они обходились без всего этого?

Дети. Они ели руками, спали на полу.

Воспитатель. Как вы думаете, древние люди жили в теплых или холодных местах?

Дети. В тёплых.

Воспитатель. Они выбирали место для жилья близко к воде или далеко от воды?

Дети. Близко.

Воспитатель. Почему близко, как вы считаете?

Дети. Вода нужна для питья, в воде водится рыба.

Воспитатель. Правильно. Ведь в древние времена человек добывал себе пропитание на охоте, на рыбалке, в лесу, собирая съедобные грибы, ягоды, коренья. В пищу они употребляли только сырые продукты. Постепенно первобытные люди сделали очень важное открытие – они научились использовать огонь, готовить на нём еду. Сначала люди очень боялись огня – они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его, и начинался большой пожар. Постепенно они стали замечать, что огонь даёт тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которое побывало в огне, намного мягче и вкуснее. Они решили использовать огонь. После пожара люди собирали угольки, приносили их в жилища и хранили их в специальном углублении в земле. Это углубление называлось – очаг. Они тщательно оберегали его от воды и ветра. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что сами добывать огонь они ещё не умели.

Физкультминутка.

Воспитатель. А теперь, ребята, мы с вами совершим ритуальный танец «Ука-чака», как это делали древние люди перед охотой.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на следующую картинку. Как вы думаете, что это?

Дети. Это орудия труда древнего человека.

Воспитатель. Верно. Их делали из палок и камней. Также в качестве инструментов использовались кости умерших животных. Люди научились заострять камни и палки, чтобы разрезать шкуры, резать мясо животных и рыб, нанизывать и сбивать с деревьев плоды, охотиться и добывать огонь, рыть ямы для загона мамонтов.

Воспитатель. Посмотрите на следующую картинку. Когда на Земле началось похолодание, ледниковый период, люди стали одеваться в звериные шкуры. И даже научились шить. Они придумали делать иглы из кости, вместо ниток у них были тонкие жилы животных.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумал древний человек, чтобы работа была успешной.

(Проводится игра «Кому, что нужно для труда)

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А-4. По разным сторонам листа нарисованы древние люди, занимающиеся разным трудом. Охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду, и орудия труда, приспособления, необходимые этим людям: копьё с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными или костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы, костяная игла для шитья одежды, лодка, выдолбленная из ствола дерева. В центре листа - вырезанный прямоугольник. Выполняется задание. Дети прикладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нём линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда; назвать предмет, рассказать о нём.

Воспитатель. Ребята, кто научил делать древних людей эти предметы и приспособления?

Дети. Они придумали сами.

Воспитатель. Скажите, на что бы направлен труд древнего человека?

Дети. На, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких зверей.

Воспитатель. Верно. Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии, от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Древние люди не умели многое из того, что умеем мы – считать, рисовать, есть вилкой и ложкой, работать на компьютере, но зато они прекрасно видели, слышали, различали запахи, были очень сильными, ловкими, выносливыми, умели по следам выслеживать зверя. Постепенно они поняли, что из семян можно вырастить новые вкусные съедобные растения и стали учиться обрабатывать землю. Как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, свет плохо проникал через вход, поэтому там было темно.

Воспитатель. Правильно. Проходило время, и человек стал думать, не построить ли себе жилище самому? Ведь не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо!

Воспитатель. Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни (клыки мамонтов) и кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите…

Воспитатель. В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали вот такой светильник, из мха или шерсти, пропитав их жиром.

Эксперимент.

Воспитатель. Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром, и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?

Чем рисовали? Что рисовали?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Подведение итогов, анализ.

На этом наше занятие закончилось.

Что нового и интересного вы узнали?

Кто такие первобытные люди?

Чем они занимались?

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Публикации по теме:

«Опасные предметы». Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 5 «Золотая рыбка» Конспект ООД в старшей группе «Теремок».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Поможем бабушке» Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. Задачи: 1. Расширить представления детей об отношении к пожилым.

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе №6 по ознакомлению с жизнью первобытных людейИнтегрированное занятие в старшей логопедической группе №6 по ознакомлению с жизнью первобытных людей «Тайны прошлого» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, художественная. Цели: Знакомить.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя дружная семья» Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному направлению в средней группе по теме «Моя дружная.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» 1. Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Волга-матушка» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию «Волга-матушка» Задачи: 1. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины, расширять,.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Где живёт доброта?».НОД по социально-коммуникативному развитию «Где живёт доброта?». Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение друг к другу и окружающим, вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Теремок» в младшей группе Конспект занятия в младшей группе «Теремок» Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать выразительность.

Планирование работы по социально-коммуникативному развитию детей 6–7 лет Дата тема цель оборудование Сентябрь 1. Возрастная линия Содействие полоролевой социализации детей Дидактические игры «Возрастная линия»,.

Анализ работы по социально-коммуникативному развитию Уникальный период в жизни каждого человека – детство. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей» (подготовительная группа)
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 05:53
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 113.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД