Получи документы

НОД в подготовительной группе «Русская изба»

Юлия Ермилова
НОД в подготовительной группе «Русская изба»

Конспект

ОД в подготовительной группе

По теме: «Русская изба»

Вид: комплексное

Описание материала: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Русская изба» для детей подготовительной группы. Занятие познавательное, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.

Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом, платочки, баранки.

Ход

Звучит музыка «А в доме горит огонек». Входят дети и воспитатель, одетые в русско-народные костюмы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая одежда на нас одета?.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Так одевались раньше наши предки. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды, каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой.

А вы знаете, почему мы так одеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся в прошлое. А вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек? Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта. Нас пригласила в гости бабушка Арина в свою избу.

Звучит музыка «А в доме горит огонек». Бабушка Арина встречает детей сидя за прялкой.

Бабушка Арина:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

(дети проходят)

Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. Это пожелание доброе или злое?

Ответы детей.

Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься. Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом,

Бабушка Арина: Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба?

Ответы детей.

Бабушка Арина: (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входят в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).

Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату, все деревянное: стол, лавки, посуда.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Печь в избе самая главная. Давайте подумаем, почему? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи! в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке.

Стоит печь посреди горницы. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Были о печи и поговорки и пословицы.

Воспитатель: Бабушка Арина, а ребята знают пословицы и поговорки о печи.

Ответы детей: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу". «Что есть в печи – на стол мечи!» «Печь нам мать родная»

Она служила источником тепла и света.

Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Очень много сказок сочинил русский народ, где есть печь. Ребята, а какие вы знаете сказки в которых упоминается о печи?

Ответы детей.

Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони. А так же сказки: «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой»

У нас в печурочки,

Золотые чурочки. (дрова в печи)

А зачем нужны дрова? А кто же занимался заготовкой дров?

Ответы детей.

Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.)

Воспитатель: - Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт

А сам в угол идёт. (ухват).

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. ( Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи.)

Следующая загадка:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая».

Дети: ложка.

Воспитатель: - В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

Следующая загадка.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Дети: прялка.

Воспитатель: -Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.

- А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)

- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

- Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.

- На Руси прачки использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. (Показ валька.)

Воспитатель: -А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

- Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

- Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

- Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

- Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

- Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

- Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

Воспитатель:- Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля.

- Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ как раньше гладили.)

Воспитатель:- Позже появились утюги, но не такие как сейчас. (Показ утюга.)

- Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?

Дети: (угли).

Воспитатель: - Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар).

Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

Воспитатель: - Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. И чайку попить.

Ребята, а угостить-то вас совсем не чем. А может и нам крендельки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да крендельки накрутить.

Давайте печь растопим, подбросим дров.

Физ. минутка: «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Прекрасно!

Сейчас ребята мы с вами сядем за столы, и прежде, чем начнём лепить разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И крендельки испечем (выполняем движения как будто лепят)

Снимают салфетки с тарелочек, в тарелочках тесто, скатанное в шарик.

Ребята для того, чтобы сделать кренделёк, нужно:

1. Взять кусочек теста, раскатать между ладошек, получится колбаска.

2. Сформируйте из теста U (форму подковы) и скрутите концы.

3. Прикрепите закрученный конец к основе кренделя.

(дети лепят крендельки, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые крендельки у вас получились. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку. А пока пекутся крендельки, мы с вами передохнем, да в игру поиграем.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из крана)

Угощение крендельками.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группеКонспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представление.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Цель: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств. Задачи: познакомить детей с предметами быта, постройками,.

Макет «Русская изба» в средней группеМакет «Русская изба» в средней группе Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. именно с этой целью мной был подготовлен.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей «Русская изба» в группе младшего дошкольного возрастаМини-музей «Русская изба» в группе младшего дошкольного возраста Музей «Русская изба» во второй младшей группе «детского сада №37», г. Березники, Пермский край – живой, развивающийся мини-музей, он стал.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Музыкально-спортивное развлечение «Посиделки» для детей подготовительной группы в рамках проекта «Русская изба»Музыкально-спортивное развлечение «Посиделки» для детей подготовительной группы в рамках проекта «Русская изба» (Итоговое мероприятие долгосрочного проекта «Русская изба») Цель: познание культуры своего народа (через игры, танцы, песни, пословицы,.

Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба»Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба» Этнографический музей «Русская горница» основан 2 сентября 2009 года Руководитель музея Ремигайло Надежда Владимировна, воспитатель Помощник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Русская изба»
Опубликовано: 10 мая 2023 в 21:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД