НОД по экологии «В гости к Осени» для детей старшей группы

Людмила Алдошина
НОД по экологии «В гости к Осени» для детей старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гости к Осени»

(Для детей 5 – 6 лет)

Цель

Формировать знания и представления детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи

Расширить и закрепить знания детей о характерных признаках осени.

Уточнить их представления об осени, как времени года.

Учить отыскивать в природе осенние признаки и активно использовать уже имеющиеся знания об осенних явлениях

Развивать выразительную речь, расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»

Развивать воображение, память, мышление, музыкальный слух.

Развивать общую моторику.

Воспитывать любовь к родной природе, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

Оборудование

По два листочка на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением времён года, красочный листок – послание от Осени, искусственные деревья в осеннем наряде для леса, корзиночка для листьев, телевизор и видеомагнитофон, диск с видеофильмом «Приметы осени» из развивающего видеоматериала для занятий с детьми старшего и младшего школьного возраста «Двенадцать месяцев», большой гриб – подарок, угощенье – печенье (конфеты) в виде грибочков.

Словарная работа

Времена года, зима, весна, лето, осень, лес, листья, листва, листопад, урожай, грибы, корзина, тропинка, стая, пора, клён, тополь, берёзка, кусты, непогода, дождь, туман, паутина, плащ, куртка, сапоги, зонт, разноцветье, расцвечивание, природа.

Глагольный словарь: краснеть, желтеть, жухнуть, опадать, кружиться, шелестеть, качаться, запасать, менять, засыхать, дуть, засыпать, собирать.

Словарь признаков: осенний, яркий, пасмурный, хмурый, разноцветный, золотой, дождливый, густой, вянущий, красный, желтый, оранжевый, рыжий, золотой, холодный, пасмурный, ранний, прохладный, поздний.

Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, невысоко, короче, меньше.

Пушкин А. С. «Уж небо осенью дышало…» (Из романа «Евгений Онегин», гл. 4, «За весной, красой природы…» (Из поэмы «Цыганы»); Сладков Н. «Осень на пороге»; Соколов – Микитов И. С. «Лесные картинки» («Осень в лесу»); Толстой А. К. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», Трутнева Е. «Осень», «Грибы»; Тютчев Ф. «Есть в осени первоначальной»; Ушинский К. Д. «Четыре желания».

Прослушивание музыки Чайковского П. И. «Времена года»

Ход занятия

Дети заходят и здороваются с гостями, садятся на стульчики.

НОД по экологии «В гости к Осени» для детей старшей группы

Воспитатель:

- Дети, сегодня утром к нам в окошко залетел вот этот необыкновенный листок. (Показывает.) В нём осень приглашает нас в гости в её осенние владения. Она хочет поближе познакомиться и подружиться с вами. Хотите совершить это занимательное путешествие? Тогда сначала вы должны отгадать её загадки и выполнить те задания, который она прислала. Согласны? Итак, слушайте меня внимательно!

Проводится речевая игра «Подскажи словечко» по временам года.

Воспитатель сначала загадывает загадку про осень:

- Птицы стаями летят.

Грустно: дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это … (осень)

Дети:

- Осень!

Воспитатель:

Молодцы! Вы правильно отгадали первую загадку. Сережа, возьми, пожалуйста, картинку – отгадку на столе и поставь её на мольберт. Скажи, а почему ты решил, что на этой картине изображена осень! Правильно, молодец! Садись на место.

А скажите – ка, ребята, сколько всего времён года вы знаете?

Дети:

- Четыре!

Воспитатель:

- Назовите их.

Дети:

Зима, весна, лето, осень!

Воспитатель:

Послушайте следующие загадки. Догадайтесь, о каких временах года в них идёт речь.

Воспитатель загадывает рифмованные загадки про остальные времена года, а дети дают

правильные ответы на них. Педагог их хвалит и просит выбрать и поставить на мольберт иллюстрацию, соответствующую отгадке, объяснить свой выбор.

- Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчёлки на цветке…

Как зовётся время это?

Угадать нетрудно - … (лето).

Чичёв Ю.

Она природу пробуждает ото сна.

Она травою покрывает все луга.

Деревьям шапки дарит из листов,

А цветникам поляны из цветов.

Она пернатым песни раздаёт,

Она красиво по земле идёт.

Она прекрасна, радостна, светла.

Такой всегда приходит к нам … (весна).

Алдошина Л. П.

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма…

День – коньки, гора, салазки,

Вечер – бабушкины сказки.

Вот она - … (зима!

Воспитатель:

Молодцы, ребятки, вы справились со всем загадками. А теперь, посмотрите внимательно на все четыре картинки и проверьте, правильно вы их поставили или нет, ведь времена года следуют друг за другом в определённом порядке. Какое время года начинает новый год в календаре? А что идёт после зимы? Какое время года приходит на смену весне? Какое время года идёт за летом?

Проводится дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети отвечают на вопросы воспитателя и расставляют картинки на мольберте в порядке следования времён года друг за другом. Воспитатель их хвалит и ли исправляет ошибки.

- Молодцы! Вы все правильно справились с моими заданиями! Ну, а теперь скажите мне, какое же время года идёт сейчас?

Дети:

- Осень!

Воспитатель:

Встаньте, дети, которые родились осенью.

Остальные ребятки и дорогие гости, давайте похлопаем нашим именинникам. А теперь, дети, садитесь опять на место. Ещё мы вам сейчас подарим стихотворение про осень. Выходите дети читать стихотворение!

Дошкольники выходят и читают стихотворения.

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень – это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждёт зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень – это листьев

Чудо – разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень – это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой,

Крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень – это шубка

Тёплая у зайца,

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа,

Первый лёд на лужах,

Ночи всё длиннее

И короче дни.

Воспитатель:

Молодцы, дети, садитесь на свои места! Вы прочитали очень красивое стихотворение!

Оно как нельзя лучше рассказывает обо всех осенних приметах. Что говорится в нём о листьях на деревьях?

Дети:

Листья меняют свой цвет и падают на землю.

Воспитатель:

Правильно! Поэтому осень называют красавицей. И особенно хорошо видно эту осеннюю примету в парках и лесах, в местах, где растёт много деревьев. Сейчас мы с вами пойдём в осенний лес, где близко познакомимся со всеми чудесами осени. Встаньте, дети, около своих стульчиков, повернитесь друг за другом. А теперь все вместе идите за мной по тропинке в лес.

По дорожке мы пойдём,

В лес осенний попадём.

Здравствуй лес! Здравствуй лес!

Мы попали в край чудес!

Остановитесь, ребятки, оглядитесь вокруг. Смотрите, что за красота на земле? Чем засыпало всю лесную полянку. Правильно, это кленовые листики. Возьмите себе каждый

по два листика и встаньте в кружок. Давайте спляшем с ними красивый осенний танец.

Физкультминутка. Дети выполняют танец с листочками по танцу – импровизации Картушиной М. Ю. «Падают листья»

Дети поют песенку и одновременно выполняют движения с листиками в руках.

Падают листья, падают листья,

Падают листья, листья летят.

Жёлтый и красный, жёлтый и красный,

Жёлтый и красный идёт листопад.

Дети держат листья в поднятых руках над головой, медленно опускают их вниз, бегут на носочках по кругу, размахивая ими справа и слева от себя, останавливаются, поворачиваются в круг лицом.

На проигрыш, дошколята медленно идут к центру круга, постепенно поднимая листья вверх, также медленно опускают их вниз, отходя назад на своё место в кругу. Затем садятся. Прикладывая листья к земле, и встают. Поднимая руки с листьями вверх.

Ветер качает, ветер качает,

Ветер качает деревья в лесу.

Листья кружатся, листья кружатся,

Листья кружатся, поют на ветру.

Далее повторяются движения проигрыша.

Дети держат руки с листьями высоко над головой, покачиваются с ними влево – вправо. Затем кружатся вокруг себя сначала в одну, потом в другую сторону, держа руки около плеч.

Воспитатель:

Дети, вы замечательно танцуете! А какие у вас необыкновенные, красивые листики! Давайте соберём их в мою корзиночку и унесём с собой, чтобы потом украсить ими нашу группу к осеннему празднику. Несите все листочки ко мне. Молодцы! Много листиков мы насобирали! А теперь давайте продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Давайте поищем другие приметы осени в лесу. Садитесь все перед телевизором на коврик. Сядьте удобно: облокотитесь на ручки, выпрямите спинки и … всё внимание на экран. Постарайтесь не только увидеть, но и запомнить осенние приметы.

Просмотр видеофильма «Приметы осени»

После просмотра фильма, проводится беседа по увиденному материалу.

Ребятки, вот и побывали мы сейчас с вами в осеннем лесу. Давайте вспомним, что же интересного мы там увидели? Встаньте все, пожалуйста, и подойдите ко мне, на лесную полянку. Все собрались?

Назовите мне, пожалуйста, осенние месяцы.

Какой месяц осени идёт сейчас?

Что же вы увидели в осеннем лесу? (На экране).

Дети делятся своими впечатлениями:

День становится короче, а ночи длиннее. Солнышко встаёт позже, греет слабо. По утрам бывают густые холодные туманы. Роса держится долго. Листья деревьев в лесу меняют свой цвет и начинают облетать. Насекомые прячутся. Птицы готовятся к перелёту, держатся стайками. Зимующие птицы питаются семенами растений.

Воспитатель:

Молодцы, дети! Вы оказались очень внимательными путешественниками. Наша прогулка в осенний лес подошла к концу. Давайте вернёмся в наш детский сад. Подходите – ка ко мне, закрывайте глазки все, раз, два, три мы покружились, снова в зале очутились. Проходите, ребятки садитесь, на стульчики. Все удобно сели?

Дети, мы побывали в гостях у осени в лесу. Давайте назовём с вами, какие осенние приметы вы запомнили. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и отвечайте «да» или «нет».

Дидактическая игра «Да или нет?»

Осенью цветут цветы? Нет.

Осенью растут грибы? Да.

Люди по лесу гуляют,

Землянику собирают? Нет.

Листья падают, кружатся

И на землю все ложатся? Да.

Тучки солнце закрывают? Да.

Громко ветер завывает? Да.

Туманы осенью плывут? Да.

Ну а птицы гнёзда вьют? Нет.

А букашки прилетают? Нет.

Звери норки закрывают? Да.

Урожай весь собирают? Да.

Птичьи стаи улетают? Да.

Часто – часто льют дожди? Да.

Достаём ли сапоги? Да.

Солнце светит очень жарко, Нет.

Можно детям загорать? Нет.

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать? Да.

Молодцы, дети! Вы правильно ответили на мои вопросы. А ещё вы знаете красивую песенку про Осень. Встаньте все около своих стульчиков и спойте её для наших гостей.

Песенка про осень

Молодцы, ребятки! Нам всем очень понравилась ваша замечательная песенка!

А теперь, давайте с вами вспомним, чем же мы сейчас занимались?

Итог занятия

Скажите, куда мы сегодня с вами путешествовали, где и что видели? (Дети рассказывают.) Дети! Вам понравилось в гостях у Осени? В благодарность за ваши знания о ней, Осень дарит вам замечательный подарок. Это гриб не простой, а волшебный. Стоит только погладить шляпку гриба рукой, как она тотчас снимется. Смотрите! Внутри грибочки для всех. Осень превратила обычные грибочки во вкусные шоколадные конфетки. Давайте поблагодарим Осень за подарок, попрощаемся с нашими гостями и вернёмся в группу, чтобы попробовать вкусное угощение Осени.

Публикации по теме:

Презентация для детей дошкольного возраста по ознакомлению с временем года «Золотая осень» Презентация может использоваться для ознакомления детей с временем года осень, а также для закрепления материала по теме осень. Данный материал.

Прогулка по осеннему парку.Прогулка по осеннему парку. Наступила осень - самое красивое время года и мы с детьми решили отправиться в парк, чтобы полюбоваться ее красотой. Цель прогулки: расширить.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
НОД по экологии «В гости к Осени» для детей старшей группы
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 20:16
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Водоем своими руками дома.
Небольшой водоем на участке дома давно был моей мечтой. Весной желание видеть его у себя стало настолько сильным, что мужу и сыну было не отвертеться. На...