МААМ-картинки

НОД в старшей группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Ирина Сартакова
НОД в старшей группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

В гостях у Хозяйки Медной горы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Актуализировать знания детей о горах, камнях.

2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

Публикация «НОД в старшей группе „В гостях у Хозяйки Медной горы“» размещена в разделах

5. Дать представление об областях использования камней.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2. Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, отбирать материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Ход:

Приветствие гостей :Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)

Воспитатель обращает внимание детей на посылку, которая пришла в д/с. Смотрят что там-камень, предлагает положить на него ладошки и сказать о своих ощущениях, свойствах камня.

Дети: Камень холодный, шершавый, тяжелый, твердый, цветной ….

Воспитатель: Ребята, а камни могут лечить и заряжать людей положительной энергией. Закройте глаза и отдайте ему свое плохое настроение, свой страх, неуверенность, напряжение… А от камня теплом вам передается доброта, радость, спокойствие, уверенность…

Воспитатель:

Вы на миг закрыли глазки.

Открывайте – вы уж в сказке.

Снова вместе с вами мы,

Рада я, и рады вы.

Поприветствуем друг друга

Дружеским объятьем мы.

(Вовремя психологической гимнастики воспитатель накидывает на себя зеленую шаль, надевает корону и бусы из самоцветов)

ХМГ: - Ребята, вы меня узнали?

Дети: Да, вы Хозяйка Медной горы.

ХМГ: Правильно. И сегодня волшебный камень перенесет вас в мои владения,

Отправимся в путешествие.

Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

- Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;

- Внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;

- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);

- Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я. Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы.

Дети под словесное сопровождение Х. М. Г. и в соответствии с текстом выполняют движения в кругу.

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде)

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Проходят препятствия (рассыпанные камни, мост)

ХМГ: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

ХМГ: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну.

ХМГ: Все они разные и непохожие друг на друга. Нежные, переливающиеся всеми цветами радуги самоцветы и грубые невзрачные булыжники. Одного слова – «камни», одного имени для них мало. У каждого камня, как и у каждого человека, есть свое имя. Ученые называют одни камни минералами, а другие – горными породами. Из горных пород сложена поверхность нашей планеты – земная кора. Мы по ней ходим. Горные породы состоят из минералов. Природа «строит» горные породы из разных минералов. Минералов на Земле очень много. Какие «детальки»-минералы сложатся и в каком порядке – такая горная порода и получится.

Давайте пройдем сядем у костра и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать и щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

ХМГ: А рот, как нам будет помогать? (В рот ничего нельзя брать). Для работы в горах необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

Опытно-экспериментальная работа

Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали.

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем (сжимаем и разжимаем кулачок)

Взяли камешки (берем воображаемый камень)

Друг об друга трем (кулачки трем друг об друга)

Стали камни вдруг горячими

Мы их на место отнесем (кладем воображаемый камень на место)

ХМГ: Возьмите любой понравившийся камень в руки. Какой формы у вас камни?

(прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной форм).

Покатайте между ладонями. А теперь потяните в разные стороны. Попробуйте его сжать.

- Опыт 1. Определение твердости.

Дети берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.

-ХМГ. - Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Положите камень на поднос.

-ХМГ. - Возьмите кусок пластилина. Сомните его, растяните в стороны. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином. Почему?

(Пластилин смялся, потому что мягкий, а камешек – нет, потому что он твёрдый).

- Сегодня мы изучаем свойства камня, поэтому отметим данные свойства камня. Показ схемы

Как вы думаете, что сильнее: камень, ножницы или бумага? Поиграем?

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Обозначить предметы движениями. Открытые ладони – бумага, два выпрямленных пальца (остальные зажаты в кулак) – ножницы, сжатый кулак – камень. Повторить упражнение несколько раз.

Кто из этих предметов победит? (Ножницы режут бумагу, они сильнее, а камень может затупить ножницы).

- Опыт 2. «Камни имеют размер»

ХМГ: - Подойдите ко мне. Возьмите по одному камешку и положите его на ладошку. У вас одинаковые камни? Чем они отличаются друг от друга? ( Они отличаются по размеру: большие, поменьше, ещё меньше, маленькие, самые маленькие).

ХМГ: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро, памятники.

- Опыт 3. «Камни имеют цвет». Рассматривание камней через лупу

ХМГ: Что интересного вы увидели?

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, трещины и т. д.).

- Какого цвета твой камень?

ХМГ- Дети, возьмите пуговицу в глубокой тарелке и положите её перед собой, на неё сверху положите камень.

- Видна ли пуговица через камень? Какое свойство камня можно определить? (непрозрачный).

- схема

- Вспомните лето, когда бросали камешки в воду, что вы наблюдали?

- Опыт № 4. «Камни издают звуки»

ХМГ: - Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Проверим. Возьмите камень и попробуйте самостоятельно найти ответ. У вас есть 1 минута. По сигналу колокольчика вы подойдёте ко мне и расскажете о своих исследованиях.

(дети стучат своим камнем о различные предметы, находящиеся в комнате).

Дети - Камнем можно извлекать звуки.

ХМГ: - Возьмите ещё один камень. Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Дети отвечают.

ХМГ: - Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Положите камни на поднос.

- ОПЫТ № 5. «Определение температуры»

ХМГ: ребята, а сейчас положите ладошки на щеки, а теперь потрогайте камень. Наша кожа может быстро определить температуру. Щеки какие? Теплые, а камень? Холодный. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Возьмите камень. Сейчас мы должны согреть его. А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко.

ХМГ: Возьмите холодный камень и согрейте любым способом. Стал камушек теплее? А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дыхательная: Ветер щеки толстые надул, надул, надул.

И на наши камешки подул, подул, подул.

Сильный ветер (дуют сильно).

Слабый ветер (дуют легко).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

Хозяйка Медной горы : Засиделись мы. Холодно зимой в горах, ветра дуют, надо нам разогреться. Я предлагаю вам поиграть (проводится физминутка) :

Стоит гора – Старушка - Дети поднимают руки вверх,

До небес макушка. тянуться на цыпочках,

Ее ветер обдувает, обмахиваются кистями рук,

Ее снегом засыпает. встряхивают кистями рук,

Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

И камешки теряет.

И каждый день, Педагог касается нескольких человек, которые должны

И каждую ночь изобразить камешки при чтении следующих строк.

Катятся, катятся Дети – камешки рассыпаются – разбегаются в стороны

Камешки прочь. любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком».

Раскатились камешки,

И стой поры

Ничего не осталось Двумя руками показывают на опустевшее место.

От нашей горы!

- ОПЫТ № 6. «Определение характера поверхности».

Воспитатель: Для следующего опыта нам будут нужны очень чувствительные пальчики.

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем.

Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (ХМГ спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). А имеет ли камень запах?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые, ничем не пахнут.

Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня.

ХМГ: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах.

Кто хочет стать ученым и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

ХМГ: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин. Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их белой тканью

Звучит таинственная музыка. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе. Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу.

Наше путешествие подошло к концу. Закрывают глаза. Начинаем обратный отсчё т:10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1,

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

Воспитатель. – Вот мы и в детском саду.

К кому мы ходили в гости? Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили?

Сейчас расскажите где можно использовать камни?

(используется как украшение, для массажа спины, при строительстве дорог, домов, мостов, оформлении цветников, изготовлении часов, карандашей)

Какие свойства камня вы знаете?

(имеют форму, твёрдые на ощупь, отличаются по размеру, весу, цвету, издают разные звуки, непрозрачные).

После занятия дети садятся за столы: Ручной труд. Дидактическое упражнение «Выложи и узнай фигуру» (Из камней самоцветов дети по схемам выкладывают картинки, либо на столе выкладывают различные фигуры).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы»Детский мастер-класс по аппликации из нетрадиционных материалов — фантиков «Корона для Хозяйки Медной горы» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мы познакомились с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса, и горы, и моря — все называется Земля»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса, и горы, и моря — все называется Земля» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса и горы и моря, все называется Земля». (к празднику 22 апреля – Международный.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект развлечения на улице «В гостях у Хозяйки Медной горы»Конспект развлечения на улице «В гостях у Хозяйки Медной горы» Цель:Приобщать детей к истокам культуры родного края. Задачи:Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова. Прививать любовь и интерес к богатой.

Конспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для воспитания любви к русской национальной культуре. Задачи: - Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями.

Макет-дидактическая игра «В гостях у хозяйки Медной горы»Макет-дидактическая игра «В гостях у хозяйки Медной горы» Макет — дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной горы». Уральские камешки Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? На Урале проживая,.

Мастер-класс по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Хозяйка Медной горы — ящерка»Мастер-класс по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Хозяйка Медной горы — ящерка» Хозяйка Медной горы или малахитница. Это таинственная девушка (или женщина, которая живёт в недрах Уральских гор. Малахитница может влиять.

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы»Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы» Новогодний праздник "В гостях у Хозяйки Медной горы".Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б", Детский сад №59. Действующие лица:.

Проект в старшей группе «Какие они, Кавказские горы?»Проект в старшей группе «Какие они, Кавказские горы?» Проект в старшей группе на тему: «Какие они, Кавказские горы?». Краснодарский край – регион, пребывание и отдых в котором понравится.

Создание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского садаСоздание образовательной среды. Кукла «Хозяйка Медной горы» для центра патриотического воспитания в группе детского сада Патриотическое воспитание в ДОУ, согласно ФГОС ДО, включает формирование представлений о своей малой родине, социокультурных ценностях народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Опубликовано: 17 января 2021 в 18:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД