Получи документы

Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста

Абрамова Лилия
Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста

Речь – это врожденная функция. Она усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития протекает по определенным правилам, которые отчетливо прослеживаются в речи каждого определенного ребенка, а также это происходит в определенных временных рамках. Рамки эти, довольно условные, но все же знакомство с ними позволяет отличать нормы патологии [47].

Публикация «Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детский возраст от пяти до семи лет – это дошкольный этап развития речи. В это время продолжает увеличиваться и активный, и пассивный словарь. В словарном запасе детей 5 лет уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются аналогичные слова. Дети старше 5 лет употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями; в их предложениях часто имена существительные заменяются местоимениями [50].

В этот же период формируется чутье языка. Дети 5 – 6 лет, слушая речь окружающих, способны заметить особенности произношения у других и недостатки в своей речи [46]. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к верному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Определяющую роль в процессе овладения ребенком правильного звукопроизношения играет слух, он обуславливает непосредственное артикулирование речи, постепенно все более и более уточняющееся. Различать все звуки речи на слух доступно ребенку уже с 2 – х летнего возраста, что и позволяет ему подражать этим звукам. К 3 – 4 годам он может улавливать на слух акустическое различие между собственным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его пытаться приблизить свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Последовательность усвоения различий по своей артикуляторной сложности характеризуется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии немного отстает от речеслухового. Вследствие этого ребенок, уже различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в силах овладеть их правильным произношением. Именно поэтому в возрасте до двух лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных, губно-губных согласных – [Г], [Б], [М]. Из этих звуков и состоят самые первые произносимые ребенком слова.

В возрасте от 2 – 3 лет происходит освоение произношения артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные [И], [Ы], [У]; губно-губные согласные [Ф], [В]; простые из переднеязычных звуков [Т], [Д], [Н]; заднеязычные [К], [Г], [Ч] и звуков среднеязычных [Г], [К]. Каждая из этих групп согласных звуков отличается наличием общих признаков артикуляции, что отражено в самих названиях звуков (губно-губные, передние и заднеязычные). Появление у малышей звуков именно группами не случайно. Например, когда ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, сразу в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – [Т], [Д], [Н], подобная ситуация возникает и с другими группами звуков.

Произношением гораздо более сложных по своей артикуляции свистящих [С], [З], [Ц] и шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] звуков ребенок овладевает уже позднее, в возрасте от 3 – 5 лет. До этого периода, дети, как правило, заменяют эти звуки на артикуляторно простые. При этом заметно, что по мере совершенствования речевого аппарата подобные звуки-заменители постепенно усложняются. Например, если на первых порах в качестве заменителя звука [Ш] выступает звук [Т], [Т’], то немного позже в этой роли мы видим уже [С], затем [С’] (мягкие согласные в речи ребенка появляются после твердых) и сам звук [Ш] [30]. Поэтому, слово ШАПКА в разные возрастные периоды в речи одного и того ребенка будет звучать по-разному: ТЯПКА – СЯПКА – САПКА – ШАПКА. Здесь важно помнить, что во всех этих примерах происходит полная замена артикуляторно сложного звука каким-то более простым, но правильно произносимым звуком. Позднее всего, обычно лишь в возрасте 5 – 6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков [Р] и твердого [Л].

На 7 году, как правило, заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. В это время все произносимые ребенком слова состоят из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.

Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех детей характеризуется несовершенством, что нередко определяется термином «физиологическое (или возрастное) косноязычие». Это условие иногда усыпляет настороженность родителей и даже некоторых специалистов, которые все списывают на возраст и утверждают, что до достижения ребенком 5 – 6 лет в правильности его звукопроизношении волноваться не стоит.

Также следует упомянуть, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они являются простой заменой какого-то звука правильно произносимым другим звуком после 5 – 6 лет уже нельзя считать нормой. Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух, но и улавливать возможные неправильности их звучания. Также ему должны быть доступны и движения речевых органов, которые нужны для произношения даже самых сложных артикуляционных звуков. Если к названному возрасту этого нет – значит существуют какие–то особые причины, препятствующие нормальной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.

Однако и в более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности произношения звуков речи, которые выходят за пределы нормы и являются дефектом. Так, например, вместо обычной замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук как бы необычным образом, (картавое [Р], шепелявое [С], воздушное [Ш], произносимые раздуванием щек и т. п.) [29].

При нормальном строении артикуляторных органов и правильной их подвижности никакого особенностей в произношении звуков не должно происходить, за исключением редких случаев прямого подражания. А по причине того, что отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не стоит надеяться на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

Нарушения звукопроизношения у детей могут появляться либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого–то более сложного речевого расстройства. Тогда как о дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи нужно говорить в случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если они ярко выражены на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В таком случае в процессе логопедической работы не следует ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.

Библиографический словарь

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие. / В. М. Акименко – Ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 143 с.

2. Аникеева Н. П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон [Электронный ресурс] / Н. П. Аникеева. – Электрон. Текстовые данные. – Спб. : Питер, 2016. – 128 с. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/anikieieva-n-glavnoie-o-vospitanii-dietiei-monties.html.

3. Арбекова Н. Е. Карточки по лексической теме «Дикие животные» : Учеб. пособие / Н. Е. Арбекова. – М. : ГНОМ, 2012. – 48 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. И. Божович. – Электрон. текстовые данные. – Спб. : Питер, 2008. – 398 с. Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/.

5. Болтакова Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций [Электронный ресурс] / Н. И. Болтакова. – Электрон. текстовые данные. – Казань: Казанский федеральный университет, 2013. – 59 с. Режим доступа: https://tulpar.kpfu.ru/enrol/index.php?id=430.

6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2008. – 224 с. Режим доступа: https://www.kidsunity.org/book/488345_C8868_borozinec_n_m_shehovcova_t_s_logopedicheskie_tehnologii_uche.pdf.

7. Бурмистрова Л., Мороз В. Расскажи детям о деревьях. Карточки для занятий в детском саду и дома: Наглядно-дидактическое пособие / Л. Бурмистрова, В. Мороз. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.

8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М. : АСТ, 2009. –

384 с.

Публикации по теме:

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Нейроигры для детей старшего дошкольного возрастаНейроигры для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего дошкольного возраста. Калашникова Наталия Геннадиевна. Мастер-класс «Нейроигры» для детей старшего.

Музыкальный КВН для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный КВН для детей старшего дошкольного возраста Цель – порадовать детей встречей с музыкой; Задачи – стимулировать у детей творческие проявления; воспитывать у детей музыкально – художественный.

Легоконструирование для детей старшего дошкольного возраста Тема : Конструирование «Лего – яблоко, груша и слива» Теория. Научить строить фрукты передавая характерные особенности. Развивать творческое.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормы звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2023 в 21:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД