Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Дина Самикова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В детском саду работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям, её гражданам начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно - нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Родине, уважения к его символике и культурному наследию.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Цель: Формирование у дошкольников высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

воспитывать уважение к труду и людям труда;

развивать интерес к народным традициям, промыслам, культурному наследию своего народа;

формировать элементарные знания о правах человека;

познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формировать чувство собственного достоинства, толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию, необходимо опираться на принципы:

Доступности (материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.)

Научности (воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.)

Целостности (использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.)

Системности (принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.)

Непрерывности (на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств)

Преемственности (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе)

Регионализации (данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.)

Свободы и самостоятельности (позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия (деятельности, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.)

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом:

1. Моя семья

2. Мой детский сад

3. Моя малая родина

4. Моя страна

5. Защитники отечества

6. Мои права и обязанности

1. МОЯ СЕМЬЯ

Цель:

Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи:

Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях.

Воспитывать уважение к членам семьи и родственникам, желание заботиться о них.

2. МОЙ ДЕТСКИЙ САД

Цель:

Знакомство детей с детским садом и людьми, которые здесь работают.

Задачи:

Познакомить с помещениями д/сада и их назначением.

Познакомить с трудом взрослых в д/саду, воспитывать уважение к их труду.

Учить называть сотрудников д/сада по имени и отчеству.

Формировать чувство сопричастности к жизни детского сада

3. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Цель: Формирование представлений о республике, о родном городе его истории в прошлом и настоящем.

Задачи:

Познакомить с историей родного города, родного края его достопримечательностями, природой, национальными традициями, культурой, знаменитыми людьми.

Дать представления о символике республики (флаг, герб, гимн).

Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к родному городу.

Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой город, уважительное отношение к культуре и традициям.

Воспитывать интерес к родному краю, чувство гордости за него и желание оберегать родной край.

4. МОЯ СТРАНА

Цель: Знакомство детей с нашей великой Родиной - Россией.

Задачи:

Формировать у детей понятие «Россия – наша великая Родина».

Познакомить детей с историческим, географическим, культурным, природно - экологическим своеобразии России.

Познакомить с государственными символами России и её столицей Москвой.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране и россиянам.

5. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Цель: Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск.

Задачи:

Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах).

Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.

6. МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Цель: Формирование основ правового сознания у детей-дошкольников.

Задачи:

Дать детям начальные представления о Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка.

Формировать представления о государстве и социальных отношениях между людьми.

Формировать у детей элементарные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ.

Развивать Я–сознание детей, свободу самовыражения, навыки социальной ответственности.

Воспитывать гражданина демократического общества.

Формы и методы работы

Беседы обзорные, тематические.

Экскурсии

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, альбомов.

Просмотр познавательных фильмов, мультфильмов.

Чтение художественной литературы.

Игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, творческие, словесные, театрализованные.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Изобразительная и конструктивно - модельная, деятельность.

Музыкальная деятельность.

Викторины, конкурсы.

Развлечения, праздники.

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Цель:

Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.

Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.

Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:

Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.

Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.

Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.

Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но просить совета у воспитателей стесняются.

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить ввести в семьях следующие традиции:

• Семейные обеды по выходным.

• Посадка деревьев.

• Украшение Новогодней ёлки.

• Посещение музеев.

• Фотографироваться с ребёнком на природе.

• Празднование дня рождения.

• Прогулки по выходным.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

Методы работы, используемые в работе с родителями:

родительское собрание;

просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;

«Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;

педагогические беседы с родителями;

тематические консультации;

наглядно-информационные методы;

информационно-аналитические формы;

досуговых форм организации общения;

информационно-ознакомительной формы работы с родителями;

семейные экскурсии.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:

• Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

• Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

• Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится д/с или живут дети.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, предметов национальной кухонной утвари и т. п., а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Публикации по теме:

Буклеты «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №37» МО г. Братска Рекомендации для.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изучения родного края «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Доклад к презентации Развитие по нравственно-патриотическому воспитанию является самой актуальной темой. Она заключается в том, чтобы посеять.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Д. С. Лихачев:Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку начинается с самого малого - любовь к своей семье, своему жилищу, своему.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Опыт работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колосок» Муштаевой Светланы Григорьевны. Тема по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Перспективное планирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитатель: Синицкая Татьяна Петровна Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит.

Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЕМИНАР «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» План семинара: 1. Вступительное слово. Актуальность темы семинара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2016 в 19:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД