Лучший педагог года

Обобщение опыта работы на тему «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Юлия Базаева
Обобщение опыта работы на тему «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Актуальность

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

В воспитании у ребенка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок - все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? При помощи дидактических игр.

Особое значение в экологическом воспитании дошкольников занимают дидактические игры, в которых обучение детей идет через различные методы занимательного и познавательного материала. В процессе игр дети закрепляют, расширяют и систематизируют имеющиеся у них экологические представления. Также игры развивают способность играть вместе и договариваться.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Через игру у ребенка формируется примитивное представление об окружающем его мире и обогащение кругозора. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.

Как сказал Сухомлинский Василий Александрович “ Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный приток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательность”.

Таким образом, гипотезой данного исследования является предположение о том, что дидактические игры могут быть эффективным средством формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Цель: показать роль и значение дидактических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять знания детей об окружающем мире, их кругозор;

Обогащать развивающую предметно - пространственную среду дидактическими играми, наглядно - иллюстрированными пособиями, обеспечивающими формирования экологических представлений у дошкольников.

Содействовать формированию у детей представлений о ценности природы и правилах поведения в ней.

Повышать компетентность родителей в вопросах использования дидактических игр для формирования экологических представлений у дошкольников.

Формы работы с детьми :

совместная работа с детьми,

индивидуальная.

Для работы с детьми по этой теме, в группе была оформленна предметно - пространственная среда по экологии. А именно:

- Картотеки игр по экологии, картотека опытов по экологии;

- Большой выбор настольно - печатных игр;

- Много было разработанно авторских дидактических игр по экологии.

Существуют следующие виды игр:

- игры с предметами,

-настольно - печатные игры,

- словесные игры.

Рассмотрим каждый вид игр:

1. Игры с предметами - это игры с игрушками, листьями, семенами, цветами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.

2. Настольно-печатные игры - разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: “Найди детенышей”, “Ягоды и фрукты”, “Кто, где живет?”, “Подбери листок к дереву”, “Назови лишний предмет”. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаются словом. Они помогают развивать мыслительные процессы.

3. Словесные игры - отличаются тем, что процесс решения содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний и функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Результатом своей работы, считаю, что использование дидактических игр помогло повысить интерес детей к живой и неживой природе, желание ухаживать за объектами живой природы, развитию нравственного интнреса детей, расширение кругозора, а так же повысился % выполнения программы по экологическому воспитанию (75%).

Повысился интерес родителей к созданию дидактических игр и пособий, а так же макетов “Аквариум”, “Домашние животные”, “Сезонное дерево”. Что благоприятно влияет на экологическое воспитание детей.

В дальнейшем планирую пополнять РППС по экологии, что даст возможность качественно улучшить работу по экологическому воспитанию детей младшего возраста.

Автор публикации:
Обобщение опыта работы на тему «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 20:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД