Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников. Проект «Учусь красиво говорить»

Елена Свидерская
Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников. Проект «Учусь красиво говорить»

Основная функция речи – общение, или как сейчас принято говорить, коммуникация.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально-благополучной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Работая в детском саду, я на протяжении последних лет наблюдаю, что речевое развитие наших детей оставляет желать лучшего. На это влияет и поголовная компьютеризация нашего населения, и нехватка времени у родителей на общение с детьми. Что мы наблюдаем? Родители на машине везут ребенка в детский сад, а за рулем не поговоришь особо. Из детского сада снова на машине, но уже домой. Дома мама - на кухню, папа – за компьютер или к телевизору. А ребенок? Он предоставлен сам себе: сам с собой играет, сам смотрит все тот же телевизор, сам играет на том же компьютере.

Я решила, набрав малышей во 2 младшую группу, обратить внимание именно на речевое развитие детей. Начала работу с подбора и изучения различной литературы. Открыла для себя технологию О. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников через игру». Подробнее изучила «Методику развития речи детей» Ушаковой, Струниной. Подобрала дидактический материал: Петрова «Игры и занятия по развитию речи», Полякевич «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».

На основе всех методик и технологий создала проект по речевому развитию

«Учусь красиво говорить»

[/b] и реализовала его в педагогическом процессе.

На конец первого полугодия младшей группы результаты диагностики уровня речевого развития были следующие (в группе 22 человека):

1. Интонационная выразительность:

Высокий уровень – 9 % (2 чел.)

Средний уровень – 45 % (10 чел.)

Низкий уровень – 45 % (10 чел.)

2. Умение вести диалог:

Высокий уровень – 9 % (2 чел.)

Средний уровень – 50 % (11 чел.)

Низкий уровень – 41 % (9 чел.)

3. Умение вести монолог

Высокий уровень – 5 % (1 чел.)

Средний уровень – 54 % (12 чел.)

Низкий уровень – 41 % (9 чел.)

Результаты меня, конечно, не порадовали. Но впереди у меня было время, чтобы исправить создавшееся положение.

В свой проект «Учусь красиво говорить» я включила:

Работу над выразительностью речи

Работу над интонацией

Работу над произношением, логическим ударением

Работу по овладению лексическими возможностями языка

Работу по использованию различных форм и методов в обучении выразительной речи:

• Сжатый и подробный пересказ

• Рассказ о прослушанном, увиденном

• Рассказ из личного жизненного опыта

• Построение предложений по опорным словам

• Составление рассказов по схемам

• Выразительное чтение художественных произведений

• Речевой этикет

Использовала различные формы и методы:

1.

Дидактические игры

.

Пример:

Почта

Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры

ВЫБИРАЮТ (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

— Динь-динь-динь.

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани. (Называется любой город.)

— И что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,

крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

2.

Произведения фольклора

Пример:

Кошка (Г. Сапгир)

- Кошка, как тебя зовут? — Мяу.

- Стережешь ты мышку тут? - Мяу.

- Мяу, хочешь молока? — Мяу. –

А в приятели — щенка? — Фрр!

Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников. Проект «Учусь красиво говорить»

3. Подвижные и хороводные игры со словами.

Пример:

Гуси- лебеди

Цели.

Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход игры

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

— Гуси-гуси! — Га-га-га.

— Есть хотите? — Да-да-да.

— Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!

— Что он там делает? — Рябчиков щиплет.

— Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.

4.

Игры с телефоном:

Пример:

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Ход игры

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— На 8 часов утра.

— Ваш адрес.

— Куда поедете?

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

5. Театрализованные, режиссерские игры

6. Сюжетно-ролевые игры.

На конец первого полугодия в подготовительной группе диагностика уровня речевого развития показала следующие результаты (в группе 14 детей: 5 ушли в школу после старшей группы, 1 переехал в другой город, 2 перешли в специализированные д/сады):

1. Интонационная выразительность:

Высокий уровень –50 % (7 чел.)

Средний уровень – 29 % (4чел.)

Низкий уровень – 21 % (3 чел.)

2. Умение вести диалог:

Высокий уровень – 57 % (8 чел.)

Средний уровень – 29% (4 чел.)

Низкий уровень – 14 % (2 чел.)

3. Умение вести монолог

Высокий уровень – 50 % (7 чел.)

Средний уровень – 35 % (5 чел.)

Низкий уровень – 14 % (2 чел.)

Дети были участниками нескольких тематических конкурсов чтецов, проводимых в нашем детском саду, и занимали призовые места.

\

Большую помощь в реализации проекта оказывали наши родители. В рамках проекта проводились различные мероприятия, активными участниками которых были родители.

роль Карлсона в развлечении играла мама Ани.

Родители приходили в гости, чтобы познакомить детей со своими профессиями. Все они были ориентированы на ведение диалога.

В старшей группе проводился конкурс «Лучшая кормушка для птиц», а в подготовительной «Ёлочка новогодняя». Поделки выполняли родители, а детям надо было представить работы в группе в форме рассказов или стихотворений.

Считаю, что проект реализован мною в полной мере. Мои дошколята действительно научились красиво говорить.

Публикации по теме:

Роль взрослого в развитии речи дошкольников Роль взрослого в развитии речи старшего дошкольника Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная.

Воспитательные ресурсы занятия в системе дошкольного образования Музыкально – театрализованные и речевые коллективные игры Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Обучение грамоте
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников. Проект «Учусь красиво говорить»
Опубликовано: 20 января 2014 в 20:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...