МААМ-картинки

Эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет

Ольга Казакова
Эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет

Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет через различные виды деятельности.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Публикация «Эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет» размещена в разделах

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Однако практика показывает, что сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, уровень речевого развития детей заметно снизился, особенно это наблюдается у детей младшего возраста. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. Инапрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Что такое мелкая моторика? Какова ее роль в развитии ребенка? Как помочь детям и родителям развить необходимые моторные навыки, успешно подготовить ребенка к учебе в школе, и самое главное помочь всестороннему развитию наших детей? Поиски ответов на эти вопросы и побудили меня обратиться к данной теме, к поиску новых приемов и методов решения данной проблемы.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Поставила следующие задачи:

• улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

• улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• содействовать нормализации речевой функции;

• развивать ловкость в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей;

• создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми;

• взаимодействие с родителями в развитии у детей мелкой моторики

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать

работу регулярной, используя следующие формы работы:

непосредственно образовательная деятельность;

совместная деятельность воспитателя с детьми (кружковая работа);

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность самих детей;

работа с родителями

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

• Пальчиковый игротренинг

массаж кистей рук

пальчиковая гимнастика,

физкультминутки

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

пальчиковый театр

• Нетрадиционная изобразительная деятельность

нетрадиционные техники рисования (монотипия, пластилинография, пальцем, ладошкой)

различные виды аппликаций (обрывная, из салфеток, мозаичная.)

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• Работа с мелким строительным материалом, конструктором ЛЕГО

• Дидактические игры

шнуровка М. Монтессори

игры с мелкими предметами, игрушками

пазлы, мозаика

Опираясь на результаты диагностики, наметив цели и задачи, мною был разработан информационно- творческий долгосрочный проект «Пальцы помогают говорить» (сентябрь - апрель).

В основу которого, была положена игра, с использованием различных видов деятельности. Основными направлениями, этапами работы в данном проекте стали:

Создание предметно - развивающей среды

Изготовление пособий

Работа с детьми

Работа с родителям

Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т. е. готовили руки ребенка к письму. В группе по возможности были созданы условия по развитию мелкой моторики.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, шнуровками, сыпучими продуктами: фасоль, горох, гречка; с игровыми пособиями, сделанными из подручных средств т. д. На стене божья коровка пособие – тренажер, сделанный руками родителей, тренажер на котором, можно поупражняться в застегивании различных застежек, тренажеры- кукла, которой можно заплести косички и завязать банты; зайчику, мишке завязать и расшнуровать ботинки, расстегнуть и застегнуть пуговицы.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, материал разнообразной фактуры: цветная бумага, фантики от канфет, кусочки ткани, природный материал и т. д.

В театрально- игровой зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

Одними из основных методов в работе с детьми использовала пальчиковые, дидактические, театрализованные игры.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек: «Сорока – белобока», «Коза-рогатая», «Компот», «Гусь», «Божья коровка», «Как живешь?», «С добрым утром» и др. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др. ,

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Неотъемлемую часть игровой деятельности стали дидактические развивающие игры: шнуровки, игры с прищепками, вкладышами, пирамидками, мозаикой,разрезными картинками; игры с сыпучими продуктами, с песком, с сухим бассейном ; с чудесным мешочком. Такие как «Помоги Золушке», «Найди пару», «Кто пришел?», «Какая игрушка спряталась», «Посадка фасоли»», «Собери картинку» и др.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по продуктивной деятельности, а именно нетрадиционной изобразительной деятельности. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Как в дополнение к основной непосредственно- образовательной деятельности, мною была разработана рабочая программа «Волшебная бумага». Работа с бумагой (Аппликация)– это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работали с данным материалом, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяли в них исследовательскую потребность, пробуждали чувство радости, успеха, развивали трудовые умения и навыки. Темы работ подбирались в соответствии с возрастными возможностями детей и поставленных задач, выполнялись детьми индивидуально и коллективно: «Дождик, дождик – кап, кап», «На полянку на лужок тихо падает снежок», «Покормим птичек», «Смотрит солнышко в окошко», «Пасхальная радость», «Веселый барашек» и др. .

Итогом в реализации программы стало участие детских работ в выставках в детском саду; в Всероссийских дистанционных конкурсах декоративно – прикладного творчества, где дети становились лауреатами и победителями.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. В свободной совместной деятельности детям предлагались различные развивающие упражнения и игры с пластилином: «Угощение для птиц», «Дорожки для зверят», «Витаминный завод» и др.

Одним из важнейших направлений в работе явилась - работа с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

В своей работе использовала разнообразные формы, в том числе и нетрадиционные. Мной в течение года были разработаны и проведены такие мероприятия как, анкетирование родителей «Что такое мелкая моторика? Как ее развитие влияет на речь дошкольника?», семинар – практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», мастер – класс «Нетрадиционные изобразительные технологии».

Были подготовлены папки- передвижки и консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье: «Потешки на ладошке», «Игры между делом» «Развиваем руку - развиваем речь», «Мелкая моторика: полезные игрушки».

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики» Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми подготовительной группы. Проводила игры от простого к сложному. Для развития.

Настенное панно для развития мелкой моторики «Веселый лес»Настенное панно для развития мелкой моторики «Веселый лес» Предлагаю Вашему вниманию - панно, для развития мелкой моторики. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность воспитательно-образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет
Опубликовано: 5 августа 2014 в 21:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД