Лучший педагог года

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

ТАТЬЯНА ЧУЕВА
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

Обобщение опыта на тему:

«Формирование представлений

о социальной значимости труда взрослых

в процессе ознакомления

дошкольников с профессиями»

Педагогический опыт трудового воспитания детей дошкольного возраста

Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.

Публикация «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями» размещена в разделах

Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долго ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста также отражены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально- коммуникативное развитие».

В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутым ребенком в труде.

Целью моей работы с детьми является: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 2. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

3. Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого - педагогических условий.

Я в своей педагогической деятельности по формированию у детей положительных установок к труду придерживаюсь следующих принципов:

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - развивающего образования (системности и последовательности); - новизны (использование новейших информационных технологий); - интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий). Ознакомление с трудом взрослых и профессиями я осуществляю не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - ознакомлению с той или профессией.

Данную работу я организую через следующие виды деятельности.

1. Совместная деятельность взрослого с детьми : - образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми) такие темы как: «хлебушек душистый, теплый, золотистый», «завтрак на тарелочке», «красивая скатерть», «красивый подсвечник», «шкатулка в подарок маме», «вкусная пицца» и т. д. Также в ходе режимных моментов я осуществляю (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций) : например экскурсии в кабинет медсестры на такие темы: «как правильно полоскать горло», «забинтуем Мишке лапу», «обработаем ранку»; наблюдение за работой повара на кухне («Как правильно раскатать тесто», «Угадай на вкус», «Вкусная булочка для друзей» и т. д.). - Чтение художественной литературы: (А. Карташовой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит», Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители»). - игровая деятельность это сюжетно – ролевые игры такие как («больница», «магазин», «строители») и т. д. – дидактические игры, настольно- печатные игры («швейный цех», «кому что нужно для работы», «кем я буду», «разложи профессии», «карусель»). 2. Самостоятельная деятельность детей: («наведем порядок в кукольном уголке», «вымоем посуду»; «книжки заболели» и т. д.). 3. Взаимодействие с семьями воспитанников («моя мама пахнет хлебом», «где ночуют трамваи и автобусы», и т. д.). 4. Организация взаимодействия с учреждениями социума («кто такой библиотекарь»)

При ознакомление детей с трудом взрослых ставлю целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы- условия труда - инструменты для работы- выполняемые трудовые операции- результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых - это наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи, с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов я уточняю, закрепляю, дополняю сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе социально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставлю проблему, которую необходимо решить, и непосредственно образовательная деятельность также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, использую разнообразные методы и приемы- наглядные, словесные, практические, проблемно- поисковые, игровые.

Центральное место в работе отвожу игре. Одним из основных видов игры является сюжетно ролевая, она позволяет конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомится с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представит, как комплекс, состоящий из следующих компонентов:

- получение сведений о профессиях от родителей, воспитателей, сверстников и детей более старшего возраста;

-из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

-приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые могут быть исследованы в ней (изготовление игрушек, лепка, рисование, аппликация и т. д.).

С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

В младшей группе происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар.

В средней группе добавляется профессии шофера, почтальона, врача, также профессии родителей.

В старшей группе детям показываю результаты труда, его общественную значимость, добавляю профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомлю с трудом людей творческих профессий (художника, писателя, мастером народно- прикладного искусства). Дети играют в «магазин», «аптеку», «поликлинику». Совершенствуются игры в которых отражены отдельные профессии – продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии своих родителей.

Детей седьмого года жизни буду продолжать знакомить с профессиями родного города. Где в сюжетно- ролевых играх будут отображать работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.)

Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых я отвожу семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного.

Подводя итог, хочется отметить, что я создаю такие условия для ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями о реалиях окружающего - предметах, явлениях, событиях. Кроме этого, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группе оформляю специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Публикации по теме:

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф. В данной статье описаны разнообразные.

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной.

Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками» Актуальность темы обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Дошкольное экологическое.

Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых МДОУ «Детский сад» №9 «Радуга» Доклад на тему: «Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых» Подготовила.

Социальный проект «Все работы хороши!» Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий .

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 2 Краткие выводы по первой главе Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя должна основываться на социально-педагогических.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 3 2.2 Особенности работы воспитателя детей дошкольного возраста История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4 Глава 3. Эмпирическое исследование по определению уровня социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста в системе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
Опубликовано: 24 января 2018 в 09:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД