Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»

Нелля Архипова
Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»

Тема проекта: «Образ русской природы в стихах С. А. Есенина»

Авторы проекта: Старший воспитатель ГБОУ ЦО № 1881 Архипова Нелля Николаевна, учитель-логопед Михайловская Ирина Викторовна, воспитатель Мурзина Лилия Евгеньевна

Вид проекта: Творческо-исследовательский проект

Длительность проекта: Долгосрочный (реализуется в течение 2 месяцев)

Участники: Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители

Постановка проблемы:

Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности ребенка. В детстве важно открывать для себя литературу с помощью родителей, воспитателей, библиотекарей через слово, интонацию. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей.

Свободное обращение со Словом, выразительное чтение стихов, неудержимая выдумка, игра – отличительные признаки художественной словесности детей.

Дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к 7-8 годам. Качество речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова через разучивание стихотворений о природе С. А. Есенина.

Цель проекта:

Популяризация чтения, поиск новых форм и путей вовлечения детей в просветительские и образовательные программы, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей и родителей позитивное отношение к книге через развитие творческих способностей детей: посредством театрализованной деятельности, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.

2. Приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Схема осуществления проекта. Этапы работы над проектом.

Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»

Приложение.

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1881

/дошкольное подразделение/

К 115 годовщине со дня рождения С. А. Есенина.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

ПО СТРАНИЦАМ ТВОРЧЕСТВА С. А. ЕСЕНИНА

«СТРАНА БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Звучит песня Е. Мартынова «У Есенина день рождение». На фоне песни дети входят в зал и открывают первую страницу литературного журнала.

Ведущий. Старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле - «Стране берёзового ситца».

Катя Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим соном уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Ведущий. В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русскйй поэт Сергей Есенин».

II страница «О Есенине»

115 лет назад, 21 сентября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все его детство. Дядья у него были ребята озорные и отчаянные. Они научили его скакать на лошади, лазать по деревьям и плавать. Бабушка очень любила своего внука и нежности ее не было границ.

Стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

<1913-1915>

Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. С некоторыми из них мы вас сейчас и познакомим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате».

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты. (1914 г.)

Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит.

Звучит песня Г. Струве «Пастух».

Когда же он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам.

Коля

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Алеся

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Лиза

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Андрей

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

(1910 г.)

III страница «Сергей Есенин и отчий край».

Ведущий. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех.

Воспитатель:

Край любимый! Сердцу снятся.

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ведущий. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.

В его стихотворениях отразились все времена года.

Дети читают стихи С. Есенина

«Вот уж вечер», «Берёза»; «Черёмуха».

Вот мы видим зимний пейзаж.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

(1913 г.)

А сейчас мы попадем с вами в весну.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(1915)

Ведущий. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов - о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. И если он находился далеко от дома, то все время грустил о Родине, об отчем крае.

Дети слушают песню в грамзаписи А. Пахмутовой на стихи С. Есенина «Где ты, где ты, отчий дом».

Ведущий: Не только поэты и музыканты воспевали красоту родной природы, но и кисть художника не раз оставляла на полотнах свой след, любуясь утренним восходом солнца или радугой после дождя.

Дети подходят к художественной выставке.

Ведущий: Вот и знаменитая картина «Большая Вода» И. Левитана.

В поэзии С. Есенина есть такие строки:

Ребенок: Тихо струится река серебристая,

В царстве прекрасном зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Ведущий: Перед вами картина И. Репина «Корабельная роща».

Есенин об этом писал так:

Ребенок: Снова я вижу знакомый обрыв,

С красною глиной и сучьями ив

Грезит над озером рыжий овес

Пахнет ромашкой и медом от ос.

IV страница. «Есенин и музыка.»

Ведущий: Больше всего любил Есенин русские песни. В исполнении детского оркестра звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Дети подготовительной группы исполняют хоровод на эту мелодию.

Ведущий: За песнями поэт проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял всех, приходивших к нему, петь. Есенин понимал русскую песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему.

Но его всегда радовала и задорная русская пляска.

Дети хореографического ансамбля «Ручеек» дошкольного отделения исполняют хореографическую композицию «Гармонист Тимошка», слова и музыка Т. Морозовой.

Ведущий: Вся поэзия С. Есенина мелодичная, музыкальная, ее звуки разлиты повсюду, поэтому композиторы во всем мире могли легко переложить ее на музыку, - умей только слушать и наслаждаться.

Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая.» на стихи С. Есенина в исполнении группы сотрудников детского сада.

V страница: «. Еще я долго буду петь.»

Ведущий: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проекты в детском саду 7 .

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Безопасность детей
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 17:21
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...