Получи документы

Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»

Ирина Александрова
Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»

Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана

Задачи:

Образовательные:

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения природы Севера. Закрепить и обобщить знания об обитающих в тех краях животных, их приспособленность к этим условиям жизни. Закрепить освоение действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (Север). Познакомить с тем, что белый медведь находится под международной охраной.

Развивающие:

Публикация «Конспект ОД по экологии „Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана“» размещена в разделах

Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес. Развивать речь, словарный запас (полярники, экспедиция, кочевой образ жизни, оленевод). Развивать экологические представления.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к собеседнику.

Предварительная работа:

Поделки животных, чтение художественной литературы о Севере; рассматривание иллюстраций о животных; просмотр фильмов, мультфильмов о Севере, тундре; игры-лото «Природные зоны», пазлы «Животные».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, к нам в детский сад пришло письмо от полярников. Как вы думаете, кто такие полярники?

Дети: Полярники – это ученые, исследователи Севера.

Воспитатель: Читаем письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем Вас поближе познакомиться с нашим красивым краем, Севером и тундрой. У нас живут замечательные люди в очень суровых условиях, где зима долгая, морозная, с метелями и ураганными ветрами, а лето короткое. В наших краях водятся много животных, которые приспособились к суровым условиям жизни. Обо все вы узнаете, когда приедете. Мы Вас с нетерпением ждем. Полярники».

Воспитатель: Ну что, хотите отправиться в экспедицию?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Край очень суров и еще не изведан. Подумайте дети, какими качествами должны обладать люди, которые отправляются в опасные экспедиции в такие суровые края.

Дети: Смелостью, отвагой, честностью, дружелюбием; умными, сильными должны быть.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами отправимся в экспедицию, давайте вспомним климатические условия Севера и тундры, для того, чтобы знать, как нам одеться (составляем схемы).

Воспитатель: Расскажите нам, какая же погода в этом крае?

Дети: Очень холодно, низкая температура. Хотя летом солнце светит круглые сутки несколько месяцев подряд, все же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь.

Дети: Мало света, так как солнце часто бывает закрыто густыми облаками и туманом.

Дети: Бедная, часто заболоченная почва. Растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются поближе к земле, чтобы можно было устоять против ветра.

Дети: Много воды, потому кругом океан, болота и снега.

Воспитатель: Молодцы! Мы вспомнили климатические условия тундры и Севера. Теперь подумайте, как правильно нам одеться?

Дети: Тепло, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: А что можно с собой взять в экспедицию.

Дети: Темные очки, чтобы от яркого солнца и сверкающего снега не ослепли глаза. Бинокль, чтобы лучше разглядеть животных в дали. Фотоаппарат, чтобы на память остались впечатления. Медицинская аптечка, если кому понадобится помощь.

Воспитатель: Ну вот, все мы приготовили, а как вы думаете, на чем можно добраться до Севера?

Дети: На поезде. Машине, самолете.

Воспитатель: Мы сможем долететь только на самолете.

- Экипаж самолета, готовьтесь к отлету. Стюардесса, проверь готовность пассажиров к отлету.

- Готовы? В путь! ( Песня: Мы на острове живем).

Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели, давайте наденем теплую одежду, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы прилетели?

Дети: В тундру.

Воспитатель: А какая погода нас встречает в тундре?

Дети: Холодно, дует сильный ветер.

Воспитатель: Дети, вспомните, что означает название тундра (по-фински?

Дети: «Тунтури» - безлесная плоская вершина.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на небо, что это за диво?

Дети: Северное сияние!

Воспитатель: А что это такое?

Дети: Северное сияние – это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба.

Воспитатель: Такую красоту давайте сфотографируем. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это за построения и кто в них живет.

Выходит из яранги оленевод.

Оленевод: Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. В наши края гости редко приезжают, я пастух-оленевод.

Оленевод: А вы откуда приехали?

Дети: Мы прилетели на самолете с острова Сахалин из детского садика «Незабудка».

Оленевод: О! Далеко живете. А вы тоже в таких домах?

Дети: Нет.

Оленевод: А мы живем в таких домах, а вы знаете, как называются такие дома? (Яранги). Мы коренные жители – экосистемы разводим оленей, потому что – это наша пища и одежда. Вот видите унты теплые, сделаны из оленей шкуры. Яранги мы тоже порываем оленей шкуркой, чтобы было тепло и не дул ветер. Мы пастухи, ведем кочевой образ жизни. Ребята, а вы знаете, что такое кочевой образ жизни?

Дети: Кочевой образ жизни, это когда переезжают с места на место по всей тундре.

Оленевод: А почему мы так живем?

Дети: Когда закончится еда для оленей в одном месте, то оленеводы собирают свою ярангу и перегоняют оленей в другое место, где есть мох, ягель, лишайник.

Оленевод: Правильно! Северный олень быстро передвигается по снегу.

Оленевод: Ребята, а вы знаете почему?

Дети: На зиму у него между копытами вырастает длинная шерсть, она позволяет меньше оленю скользить по льду.

Оленевод: Мочка носа у всех зверей голая, а у северного оленя покрыта плотной шерстью. А для чего, знаете?

Дети: Зимой спасает от морозов, а летом от насекомых.

Оленевод: Посмотрите, какие большие рога у северного оленя. Они важны для защиты от хищников. А кто у оленя главный враг?

Дети: Волк.

Оленевод: Осенью рога служат турнирным оружием в схватках за право участвовать в продолжение рода. К началу зимы бойцы теряют это украшение.

Оленевод: Молодцы! Вы много знаете о нашем крае. Вместе с взрослыми оленеводами живут и наши дети, они помогают взрослым. Но они тоже любят играть: смеяться, петь, веселиться. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хэйро» - солнце (рассказать правила игры).

Оленевод: Дети, вы очень дружные и веселые, хорошо играли. Но нам пора прощаться, так как я должен идти следить за оленями. На прощание давайте сфотографируемся, чтобы память была. До свидания.

Дети: До свидания, спасибо, приезжайте к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, а мы продолжаем свою экспедицию. Посмотрите, пожалуйста, на эти растения, почему они такие маленькие?

Дети: Кусты все низкорослые, прижимаются к земле, которую нагревает солнце, там и теплее.

Воспитатель: Кто знает, как называются эти растения?

Дети: Карликовые березы, ивы, ягода: брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: Дети, я предлагаю немного отдохнуть, давайте зарисуем растения в своих рабочих блокнотах, для того чтобы в детском саду деткам рассказывать и показывать где мы были и что видели.

Дети рисуют. Фон музыки. Во время рисования спрашивать детей, что нарисовали, как называется растение.

Воспитатель: Замечательно. Свои блокноты положите в рюкзак, а мы продолжаем двигаться. Сейчас попрощаемся с тундрой, споем песню о том, что мы видели. Сейчас мы пойдем по ледяной зоне, будьте осторожны и внимательны, помогайте друг другу.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это?

Дети: Следы.

Воспитатель: Кто же их оставил?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Дети, надо нам вести себя тихо, чтобы медведь нас не услышал. Ну-ка посмотрите в бинокль, может, и увидим его.

Дети смотрят.

Воспитатель: Ну-ка расскажите, какой он, медведь.

Дети: Медведь очень большой. Зимой бродит по снегу не впадает в спячку, а занимается поиском пищи. На сушу возвращается только для рождения детенышей. А так переплывает с одной льдины на другую.

Воспитатель: Дети, а чем питается медведь?

Дети: Тюленями, рыбой.

Воспитатель: Ребята, а как медведь защищается от морозов?

Дети: У медведя густой мех и жир защищает его от холода. А белый цвет меха маскирует его на снегу и делает незаметным.

Воспитатель: Дети, раньше очень много отстреливали белых медведей. А в последнее время их охраняет закон и не разрешает отстрел во всех государствах. Медведя спасли от вымирания – теперь их много.

Воспитатель: Дети, наша Лейлочка знает песню про медведя. Давайте послушаем.

Поет песню.

Воспитатель: Молодец! Спасибо! Дети, давайте сфотографируем медведя и уйдем, пока он нас не заметил.

Дети фотографируются.

Воспитатель: Ребята! Какие еще животные живут на Севере?

Дети: Кроме белого медведя проживают клыкастые моржи. Они выбираются на льдины, собираются в стаи – колонии и тесно прижавшись друг к другу, засыпают. После такого отдыха они отправляются снова в воду, чтобы поохотиться за рачками и моллюсками.

Пение птиц (фонограмма).

Воспитатель: Ребята, слышите, кто так громко поет?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь много птиц. А как называется место, где собираются много птиц?

Дети: Это место называется «птичий базар».

Воспитатель: Дети, каких птиц вы видите?

Дети: Люрики, чистики, кайры, гагары, гуси, гаги, крачки.

Воспитатель: Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелетные птицы, они гнездятся колониями на уступах скал, а чем питаются птицы?

Дети: Птицы питаются рыбой.

Игра (кто лишний).

Воспитатель: Дети, вы не забывайте фотографировать. Ребята, вы не замерзли? Ну вот, наша экспедиция подошла к концу, надо возвращаться домой. А где наш дом?

Дети: Наш дом на острове Сахалин, мы живем в городе Южно-Сахалинске.

Воспитатель: Садимся все в самолет, пилоты готовы? Пристегните ремни. Полетели.

Песня «Мы на острове живем».

Воспитатель: Приземляемся. Ну вот мы и в детском саду. Дети, вам понравилось наше путешествие? Давайте поделимся своими впечатлениями. Что вы нового узнали? Что понравилось? Что вам запомнилось? О чем вы хотели рассказать своим товарищам?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Удивительный мир океана»Фотоотчет «Удивительный мир океана» В соответствии с тематическим планом детского сада № 21 г Батайска, в середине февраля,в группе компенсирующей направленности для детей.

Конспект занятия по ознакомлению с дикими животными Южного и Северного полюсов «Животные белых просторов» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности все о Северном полюсе Создать условия для приобретения.

Презентация «Информационно-творческий проект для дошкольников подготовительного к школе возраста «Чемпионы Мирового океана» Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.» Лесгафт.

Интегрированный урок в музее Мирового океана «Свойства воды»Интегрированный урок в музее Мирового океана «Свойства воды» Тема: "Свойства воды"Цели урока: - расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Экспедиция по заповедным местам Башкортостана» Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект НОД по учебно-исследовательской работе «Разноцветная прогулка. Экспедиция №1» Конспект НОД по учебно-исследовательской работе. «Терренкур – Научная экспедиция № 1 «Разноцветная прогулка»[/b] для детей старшей группы. Цель:.

Конспект НОД по учебно-исследовательской работе «Терренкур-экспедиция №2 «Охота за жуками» для детей старшей группы Конспект НОД по учебно-исследовательской работе. «Терренкур – экспедиция № 2 «Охота за жуками» для детей старшей группы. [/b] Цель: закрепление.

Конспект занятия «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного полюса»Конспект занятия «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного полюса» Конспект воспитателя Эйн И. Б. старшая группа МБДОУ Детский сад № 12 «Звездный» Тема «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного.

Этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа «Не спеши с порицанием, опаздывая с похвалой» (этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа) Учитель-логопед Калугина С. М.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Танцы Северного Кавказа» Образовательная область: музыка. Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 09:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД