Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»

Елена Мирошникова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

«Познание»

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды.

2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

«Коммуникация»

1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Активизировать речевую деятельность.

3. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, охлаждение, нагревание, парообразное.

4. Воспитывать культуру общения.

«Социализация»

1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Безопасность»

1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с водой.

«Чтение художественной литературы»

1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.

«Музыка»

1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум воды)

2. Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения.

Предварительная работа:

Наблюдение за температурой воды, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воды, игры с водой, беседа о роли воды в жизни человека,животных и растений.

Оборудование:

Письмо; белые халаты и бейджики на каждого ребёнка; карточки –схемы; видео с летающим воздушным шаром с корзиной; пластиковая бутылка, шарик; прозрачные стаканчики с водой, молоко, сок, палочка; разная посуда; песок, мука, сахар, соль; термос, зеркальце, лёд в тарелочках, «капитошки» на палочках, сделанные из папок для брошюрования.

Содержание:

- Сегодня в детский сад пришло письмо от профессора Знайки, давайте его прочтём: «Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы умные, сообразительные и хотите многое узнать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне.»

Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (предложения детей)

Предлагаю воспользоваться воздушным шаром. Нам в путешествии нужен важный помощник, о нём говорится в загадке:

«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, неведимка он, но всё же без него мы жить не можем!»(воздух)

Воспитатель: Правильно, воздух.

(Открыть изображение воздушного шара)

Воспитатель: А зачем под шаром расположена горелка? (предположения детей) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании: «С горячей водой будь осторожен! Опыт проводит взрослый

Опыт№1: Шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки, подержать её в течении 1 минуты в горячей воде.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Шарик надувается.

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух нагревается, расширяется и заполняет шарик, он надувается.

Воспитатель: Данила, теперь опусти бутылку в холодную воду. Что произошло?

Дети: Шарик сдувается.

Воспитатель: Почему так происходит? Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару?

Дети: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар, когда горелка выключается, воздух охлаждается и сжимается- шар сдувается. (ставится соответствующая карточка-схема)

Просмотр видео, как летит воздушный шар с корзиной. Предложить подумать из чего можно сконструировать воздушный шар. Дети предлагают из стульчиков, большого воздушного шара и из крупного строительного материала. (конструируют «Воздушный шар»)

Воспитатель: Отправляемся в полёт! Закрыли глаза, взялись за руки и представили, что вы летите на лесом, озером, лугом. (Звучит музыка «Голубая планета» из кинофильма «Космическое путешествие»)

Воспитатель быстренько надевает белый халат, очки, берёт папку и «превращается» в профессора Знайку. Предложить открыть детям глаза.

Профессор: Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть, добро пожаловать в мою научную лабораторию, но сначала я проверю ваши знания, какие вы сообразительные и любознательные. Игра «Назови свойства предметов»(с мячом)

Профессор: Прошу вас надеть халаты и бейджики.

Заходит в «лабораторию» Почемучка.

Почемучка: Здравствуйте, ребята! Я очень любознательный и у меня возникло очень много вопросов. Вот все говорят, что без воды не обойтись. А вы знаете для чего нужна вода (ответы детей) А ещё говорят, что она волшебница. Что в ней волшебного то, вода как вода, может поможете мне разобраться?

Профессор: Давайте попробуем ответить на множество вопросов Почемучки. Для этого надо вооружиться вниманием и терпением. Проходите в лабораторию (столы оборудованы для экспериментов, я предлагаю вам стать настоящими «учёными» и провести опыты с водой. Но сначала повторим правила поведения в лаборатории:

1) Не толкай соседа во время работы.

2) Сначала посмотри, потом повтори.

3) Убери и на место положи.

4) С горячей водой будь осторожен.

Почемучка, дети докажут, что вода обладает необычными свойствами.

Опыт№2 Профессор: Перед вами стоят 2 стаканчика: с водой и с молоком, опустите палочку. В каком стаканчике видна палочка, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой видна палочка, потому что она прозрачная. (ставится на магнитную доску карточка-схема)

Профессор: А чтобы произошло если бы вода в реках, озёрах, морях и океанах была мутной,непрозрачной?

Дети: Все рыбы и животные погибли бы.

Опыт№3 Профессор: А имеет ли вода запах? Давайте проверим. (дети нюхают воду в стаканчиках) Давайте попробуем воду. Какая она на вкус? Сравним её с молоком, соком. (Безвкусная, не имеет вкуса) Итак, какой сделаем вывод?

Дети: Вода не имеет вкуса и запаха. (Ставится карточка- схема)

Опыт№4. Почемучка: У меня в портфеле много различных веществ, я хочу разобраться, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними (достаёт баночки с мукой, сахаром, солью и песок, масло.

Профессор: Давайте растворим разные вещества в разных сосудах. Что произошло с водой после смешивания?

Дети: Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной; мука тоже растворяется, но вода мутная: песок не растворяется в воде; масло тоже не растворяется в воде, оно растекается тонкой плёнкой или плавает в виде жёлтых капелек.

Профессор: Какой вывод?

Дети: Вода- растворитель, может растворять некоторые вещества. (карточка-схема)

Почемучка: Вот это да! Здорово! Точно волшебница.

Профессор: Посмотрите,что стоит на столах (различная посуда: баночки, колбочки, бутылочки, тарелочки, блюдца) Давайте разольём воду в разную посуду. Чтобы налить в посуду с узким горлышком, чем нужно воспользоваться? (воронкой) Что ты делаешь, Саша? Значит какая вода? (лью воду; вода жидкая)

Какую форму приняла вода?

Дети: форму той посуды, в которую налили.

Профессор: Какой сделаем вывод?

Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который её налили, вода жидкая и может течь. (Ставится карточка- схема)

Почемучка делает опыты вместе с детьми.

Профессор: А теперь немножко отдохнём. Расположитесь поудобнее на ковре и закройте глаза. (запись «Звуки природы»- шум моря, ручья, дождя и т. п.) Что вы услышали? (предположения детей)

Опыт№5 Профессор: У меня в термосе горячая вода. (открыть крышку) Что это?

Дети: пар

Профессор: Пар это тоже вода, чтобы доказать это, нужно подержать над паром зеркальце. Очень осторожно, чтобы не обжечься. Что появилось на зеркальце? Какой сделаем вывод?

Дети: Капельки воды. (дети трогают зеркальце, обмениваются мнениями) Пар- это вода, только в парообразном состоянии. (ставится карточка-схема)

Профессор: В каком ещё состоянии может быть вода (в твёрдом, когда превращается в лёд, снег)

Возьмите в руки лёд, что с ним происходит?

Почемучка: Ой, ой у меня руки мокрые! Что происходит со льдом?

Дети: Лёд тает от тёплых ладошек и образуется вода.

Профессор: А как превратить воду опять в лёд?

Дети: Положить в морозильник, где очень низкая температура.

Профессор: какой сделаем вывод?

Дети: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и парообразное.

Профессор: Давайте поиграем в игру и закрепим свойства воды. Нужно отобрать правильные карточки –схемы о свойстве воды и поместить в кармашки «Капитошки» (дети находят правильные схемы и вставляют в кармашки нарисованного «Капитошки», затем называют свойства)

Молодцы, справились с заданием.

Почемучка: Спасибо, вам ребята,я теперь понял. Что вода настоящая волшебница.

Профессор: Понравилось у меня в гостях, ребята? Выберите капитошку, который соответствует вашему настроению (дети выбирают «капитошек» по настроению: весёлое-капитошка улыбающийся, ярких цветов; грустное настроение- тёмных оттенков, с печальным лицом; «капитошки» выполнены из папок для брошюрования)

Дети под песенку «Капитошка» танцуют.

Ну вот, вам пора возвращаться в детский сад. Я всегда вас жду в своей лаборатории для новых открытий. Занимайте места в воздушном шаре, закройте глаза и в путь. (запись музыки, воспитатель переодевается) Откройте глазки, вот мы и в детском саду. Давайте наших капитошек расселим по местам, где находится вода: место, где стоит чайник; умывальник, лейка с водой и т. п…. игра продолжается….

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»
Опубликовано: 29 января 2014 в 14:57
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...