Лучший педагог года

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»

Елена Мирошникова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

«Познание»

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды.

2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.

«Коммуникация»

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах

1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Активизировать речевую деятельность.

3. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, охлаждение, нагревание, парообразное.

4. Воспитывать культуру общения.

«Социализация»

1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Безопасность»

1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с водой.

«Чтение художественной литературы»

1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.

«Музыка»

1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум воды)

2. Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения.

Предварительная работа:

Наблюдение за температурой воды, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воды, игры с водой, беседа о роли воды в жизни человека,животных и растений.

Оборудование:

Письмо; белые халаты и бейджики на каждого ребёнка; карточки –схемы; видео с летающим воздушным шаром с корзиной; пластиковая бутылка, шарик; прозрачные стаканчики с водой, молоко, сок, палочка; разная посуда; песок, мука, сахар, соль; термос, зеркальце, лёд в тарелочках, «капитошки» на палочках, сделанные из папок для брошюрования.

Содержание:

- Сегодня в детский сад пришло письмо от профессора Знайки, давайте его прочтё м: «Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы умные, сообразительные и хотите многое узнать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне.»

Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (предложения детей)

Предлагаю воспользоваться воздушным шаром. Нам в путешествии нужен важный помощник, о нё м говорится в загадке:

«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, неведимка он, но всё же без него мы жить не можем!»(воздух)

Воспитатель: Правильно, воздух.

(Открыть изображение воздушного шара)

Воспитатель: А зачем под шаром расположена горелка? (предположения детей) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании: «С горячей водой будь осторожен! Опыт проводит взрослый

Опыт№1 : Шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки, подержать её в течении 1 минуты в горячей воде.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Шарик надувается.

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух нагревается, расширяется и заполняет шарик, он надувается.

Воспитатель: Данила, теперь опусти бутылку в холодную воду. Что произошло?

Дети: Шарик сдувается.

Воспитатель: Почему так происходит? Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару?

Дети: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар, когда горелка выключается, воздух охлаждается и сжимается- шар сдувается. (ставится соответствующая карточка-схема)

Просмотр видео, как летит воздушный шар с корзиной. Предложить подумать из чего можно сконструировать воздушный шар. Дети предлагают из стульчиков, большого воздушного шара и из крупного строительного материала. (конструируют «Воздушный шар»)

Воспитатель: Отправляемся в полёт! Закрыли глаза, взялись за руки и представили, что вы летите на лесом, озером, лугом. (Звучит музыка «Голубая планета» из кинофильма «Космическое путешествие»)

Воспитатель быстренько надевает белый халат, очки, берёт папку и «превращается» в профессора Знайку. Предложить открыть детям глаза.

Профессор: Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть, добро пожаловать в мою научную лабораторию, но сначала я проверю ваши знания, какие вы сообразительные и любознательные. Игра «Назови свойства предметов»(с мячом)

Профессор: Прошу вас надеть халаты и бейджики.

Заходит в «лабораторию» Почемучка.

Почемучка: Здравствуйте, ребята! Я очень любознательный и у меня возникло очень много вопросов. Вот все говорят, что без воды не обойтись. А вы знаете для чего нужна вода (ответы детей) А ещё говорят, что она волшебница. Что в ней волшебного то, вода как вода, может поможете мне разобраться?

Профессор: Давайте попробуем ответить на множество вопросов Почемучки. Для этого надо вооружиться вниманием и терпением. Проходите в лабораторию (столы оборудованы для экспериментов, я предлагаю вам стать настоящими «учёными» и провести опыты с водой. Но сначала повторим правила поведения в лаборатории:

1) Не толкай соседа во время работы.

2) Сначала посмотри, потом повтори.

3) Убери и на место положи.

4) С горячей водой будь осторожен.

Почемучка, дети докажут, что вода обладает необычными свойствами.

Опыт№2 Профессор : Перед вами стоят 2 стаканчика: с водой и с молоком, опустите палочку. В каком стаканчике видна палочка, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой видна палочка, потому что она прозрачная. (ставится на магнитную доску карточка-схема)

Профессор: А чтобы произошло если бы вода в реках, озёрах, морях и океанах была мутной,непрозрачной?

Дети: Все рыбы и животные погибли бы.

Опыт№3 Профессор : А имеет ли вода запах? Давайте проверим. (дети нюхают воду в стаканчиках) Давайте попробуем воду. Какая она на вкус? Сравним её с молоком, соком. (Безвкусная, не имеет вкуса) Итак, какой сделаем вывод?

Дети: Вода не имеет вкуса и запаха. (Ставится карточка- схема)

Опыт№4. Почемучка: У меня в портфеле много различных веществ, я хочу разобраться, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними (достаёт баночки с мукой, сахаром, солью и песок, масло.

Профессор: Давайте растворим разные вещества в разных сосудах. Что произошло с водой после смешивания?

Дети: Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной; мука тоже растворяется, но вода мутная: песок не растворяется в воде; масло тоже не растворяется в воде, оно растекается тонкой плёнкой или плавает в виде жёлтых капелек.

Профессор: Какой вывод?

Дети: Вода- растворитель, может растворять некоторые вещества. (карточка-схема)

Почемучка: Вот это да! Здорово! Точно волшебница.

Профессор: Посмотрите,что стоит на столах ( различная посуда: баночки, колбочки, бутылочки, тарелочки, блюдца) Давайте разольём воду в разную посуду. Чтобы налить в посуду с узким горлышком, чем нужно воспользоваться? (воронкой) Что ты делаешь, Саша? Значит какая вода? (лью воду; вода жидкая)

Какую форму приняла вода?

Дети: форму той посуды, в которую налили.

Профессор: Какой сделаем вывод?

Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который её налили, вода жидкая и может течь. (Ставится карточка- схема)

Почемучка делает опыты вместе с детьми.

Профессор: А теперь немножко отдохнём. Расположитесь поудобнее на ковре и закройте глаза. (запись «Звуки природы»- шум моря, ручья, дождя и т. п.) Что вы услышали? (предположения детей)

Опыт№5 Профессор : У меня в термосе горячая вода. (открыть крышку) Что это?

Дети: пар

Профессор: Пар это тоже вода, чтобы доказать это, нужно подержать над паром зеркальце. Очень осторожно, чтобы не обжечься. Что появилось на зеркальце? Какой сделаем вывод?

Дети: Капельки воды. (дети трогают зеркальце, обмениваются мнениями) Пар- это вода, только в парообразном состоянии. (ставится карточка-схема)

Профессор: В каком ещё состоянии может быть вода (в твёрдом, когда превращается в лёд, снег)

Возьмите в руки лёд, что с ним происходит?

Почемучка: Ой, ой у меня руки мокрые! Что происходит со льдом?

Дети: Лёд тает от тёплых ладошек и образуется вода.

Профессор: А как превратить воду опять в лёд?

Дети: Положить в морозильник, где очень низкая температура.

Профессор: какой сделаем вывод?

Дети: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и парообразное.

Профессор: Давайте поиграем в игру и закрепим свойства воды. Нужно отобрать правильные карточки –схемы о свойстве воды и поместить в кармашки «Капитошки» (дети находят правильные схемы и вставляют в кармашки нарисованного «Капитошки», затем называют свойства)

Молодцы, справились с заданием.

Почемучка: Спасибо, вам ребята,я теперь понял. Что вода настоящая волшебница.

Профессор: Понравилось у меня в гостях, ребята? Выберите капитошку, который соответствует вашему настроению (дети выбирают «капитошек» по настроению: весёлое-капитошка улыбающийся, ярких цветов; грустное настроение- тёмных оттенков, с печальным лицом; «капитошки» выполнены из папок для брошюрования)

Дети под песенку «Капитошка» танцуют.

Ну вот, вам пора возвращаться в детский сад. Я всегда вас жду в своей лаборатории для новых открытий. Занимайте места в воздушном шаре, закройте глаза и в путь. (запись музыки, воспитатель переодевается) Откройте глазки, вот мы и в детском саду. Давайте наших капитошек расселим по местам, где находится вода: место, где стоит чайник; умывальник, лейка с водой и т. п…. игра продолжается….

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»
Опубликовано: 29 января 2014 в 14:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД