Получи документы

Образовательная программа «Духовный росток»

Екатерина Петрова
Образовательная программа «Духовный росток»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДУХОВНЫЙ РОСТОК»

Продолжительность освоения программы – 1 год

Возрастной диапазон начала освоения программы – 11-14 лет

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса – групповая

Вид программы – авторская

Направленность - художественно-эстетическая

Автор-составитель – воспитатель Петрова Е. П.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая.

Публикация «Образовательная программа „Духовный росток“» размещена в разделах

Программа детского объединения «Искусство и православие» предназначена для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православия, художественной культуры.

Вся работа объединения осуществляется в нескольких направлениях: изучение и получение литературоведческих знаний, отечественных православных обычаев и традиций духовно - нравственного воспитания детей, выявление творческих и художественных способностей детей; привитие интереса к искусству и культуре родного края; эстетическое воспитание.

Новизна данной общеобразовательной программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что, во-первых, она реализует появившийся огромный интерес педагогов, учащихся, родителей к религиозно – познавательному содержанию действительности. Во-вторых, в программе реализуется требование сегодняшней системы непрерывного образования и воспитания, где основным должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Их особо следует выделить, так как они определяют успешность функционирования школьников в будущих условиях жизнедеятельности. В-третьих, осуществление целей и задач программы дополнено сочетанием различных естественнонаучных методов: наблюдение, проектирование, эксперимент, моделирование. Новизной программы является и то, что впервые в процессе деятельности детского объединения «Искусство и православие» углублены воспитательные задачи по развитию способностей учащихся, их воображения, фантазии и самостоятельности в области искусства и православных основ, что формирует семейные ориентиры и ценности. Все это не только укрепляет семью, но и сохраняет традиции и культуры Отечества. Реализация программы приводит к успешному формированию потребности школьника в творческом участии в жизни семьи, школы, социума, в конечном итоге - в жизни России.

Актуальность программы детского объединения «Искусство и православие» в том, что она решает ряд негативных проблем и борется с явлениями, связанных с пропагандой насилия и распространением информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса.

Педагогическая целесообразность программы детского объединения «Искусство и православие» заключается в том, что синтезирует и аккумулирует в себе разносторонние знания, умения и навыки учащихся в области духовно-нравственного воспитания, толерантного отношения к людям, сохранению семейных и национальных традиций.

Цель: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости к явлениям жизни и творческой активности учащихся, приобщение к русским культурным традициям православия.

Задачи:

Обучающие - актуализация имеющихся знаний по темам; приобретение новых знаний и практических умений, выявление проблематики, отработка навыков обоснования собственной точки зрения.

Развивающие - развитие логики, гибкости, системности мышления, формирование ориентации на духовно-нравственные ценности российской литературы и культуры.

Воспитывающие - воспитание толерантности и ответственности, приобщение к ценностям художественной культуры и литературы, православия, воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине. Приобщение к пониманию искусства и православия в органическом единстве:

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Духовный росток» 11-14 лет. Принимаются все желающие.

Срок реализации дополнительной образовательной программы «Искусство и православие»-1 год в объеме 144 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

В реализации программы приоритетными являются занятия на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Формы проведения занятий разнообразны (групповые, индивидуальные, коллективные) :

лекция;

беседа;

чтение;

слушание;

сочинение

защита проектов,

интерпретация собственных событий и историй, их обсуждение;

игры;

экскурсии

Интегрированность обучения проявляется в большей степени в аудиторных занятиях, личностно-ориентированный подход позволяет раскрыть особенности и дарования воспитанников.

Ожидаемый результат

По окончании обучения в д/о «Искусство и православие» учащиеся должны

Знать:

- основные понятия по искусству и культуре, православию;

- как самостоятельно изучать статьи;

- как работать со словарями; в библиотеке;

- как редактировать литературные материалы;

Уметь:

- анализировать литературное произведение;

- составить викторину, кроссворд;

- участвовать в диспутах, логично выражать свои мысли;

- подготовить материалы для радиопередачи;

- выпустить стенгазету или литературный листок;

- получить навыки составления интеллектуальной игры.

В процессе работы педагог в течение года отслеживает результаты достижений учащихся посредством начального контроля (сентябрь, текущего контроля, промежуточного и итогового в форме анкет, опросов, оценок и самооценок. В диагностических картах отражается личностный рост ребенка.

Критериями оценки деятельности учеников являются:

- развитие воображения;

- овладение техникой речи;

- использование осознанных ассоциаций;

- нестандартные приемы и решения.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, описание) какого-либо предмета искусства.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше-ния фасада или интерьера здания.

Разработка и проведение конкурса «Мультимедиа».

Составление программы концерта, конкурса, фестиваля ис-кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Искусство и православие».

Условия эффективной реализации программы

- создание и наличие материально-технической базы:

- оборудованного кабинета для занятий,

- ТСО (ПК, магнитофона, аудиозаписей, видеомагнитофона, видеозаписей, комплекты грамзаписей, видеофильмов по литературе, искусству и культуре,

- наглядных пособий, дидактического материала и раздаточного материала,

- методических пособий, дидактических разработок,

- периодической печати (газеты, журналы)

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование темы Всего

часов Теоретич.

час. Практич

час.

1 Вводное занятие 2 2 -

2 «В твоём сердце живёт добро». 60 20 40

3 «Мы и сотворённый мир вокруг нас». 80 30 50

4 Итоговое занятие 2 - 2

Итого 144 52 92

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие

Теория.

Цели и задачи работы детского объединения. Содержание курса, специфика, порядок работы объединения. Инструктажи по технике безопасности.

Практика.

Игры на знакомство и формирование детского коллектива.

Тема 2. «История искусства и православия». 52

Теория.

Основные этапы истории становления и развития искусства. Направления, стили, жанровое разнообразие в искусстве. Категория красоты. Специальная терминология. Основные технические приемы создания произведений искусства. Литература. Фольклор. Музыка. Живопись. Театр. Кино. Телевидение. Синтез искусств. Выдающиеся деятели искусства прошлого и настоящего разных эпох и стран.

Виды мировых религий. Православие как вид мировой религии. Священное Писание. Православные храмы родного края. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка М. Березовского, С. Рахманинова Г. Свиридова, И. -С. Баха, В. Моцарта, Э. -Л. Уэббера и др. Фольклор и православие. Православные традиции на Кубани и в России. Православие на современном этапе развития общества.

Основы, принципы, стилистика искусства и православной детской литературы. Отдельные жанры литературного искусства: сказка, новелла, рассказ. Первые народные сказки и былины о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

Проблема художественного перевода «Слово о полку Игореве» Жуковского, Майкова, Заболоцкого, Мейя. Микропоэтические детали литературного повествования: одоризм. Цветопись, звукопись в произведениях М. Шолохова. Красота природы и музыкальность стихов С. Есенина.

Практика.

Просмотр видеофильмов «Виды мировых религий», «Сотворение мира», «Чудеса света», «Храмы города Краснодара и Краснодарского края», «В мире Васнецова», «Донские рассказы».

Прослушивание и обсуждение аудиозаписей чтения мастеров художественного слова. Самостоятельное выразительное чтение литературных произведений. Изучение иллюстраций к литературным произведениям. Литературоведческий анализ детской литературы. Театрализация.

Работа со словарями синонимов, эпитетов, иностранных слов, фразеологическим словарем.

Обзор книжных новинок из Детской электронной книги, литературных статей. Работа в библиотеке с каталогами книг, тематическими выставками, периодической печатью, журналами.

Работа с фотовыставками.

Изучение живописи.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений.

Знакомство с серией «Жизнь замечательных людей».

Рисование по теме. Подготовка литературоведческих анализов, сообщений, мультимедиа, докладов, проектов.

Тема 3. «В твоём сердце живёт добро». 18

Теория.

Бог есть любовь. Триединство Бога. Категории Добра и Зла. Свойства человеческой природы. Душа. Понятие о духовных и материальных ценностях. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Библия. Десять Заповедей – нравственная основа христианства. Храмы. Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета. Рождество Христово. Празднование Рождества на Руси. Святки. Крещение. Святочные обычаи, игры.

Практика.

Чтение Детской Библии. Просмотр видеоматериалов «Жития святых», «Мир добрых дел», «Жития святых Кирилла и Мефодия», «Житие Богородицы», «Рождество Иисуса Христа». Прослушивание духовных песнопений, хоровой и органной музыки М. Березовского,

С. Рахманинова, Г. Свиридова, И. -С. Баха, В. Моцарта, Э. -Л. Уэббера и др. Работа с фотовыставки по теме. Театрализация. Святочные игры. Рисование по теме. Сочинение стихов.

Тема 4. «Мы и сотворённый мир вокруг нас». 68

Теория

Основные технические приемы создания стихотворений, статей, докладов. Прослушивание докладов и творческих работ, выступление содокладчиков. Обмен мнениями. Проведение диспутов. Знакомство с разным материалом (жанровым, стилистическим и т. д.).

Роль искусства в жизни современников. Синтез искусства и православия на уровне произведений искусства. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Музыка как вид искусства. Музыка в окружающей жизни, быту. Духовная музыка.

Знакомство с театром как видом искусства. Просмотр и обсуждение телепередач, видеоматериалов.

Беседа о культуре и искусстве Кубани. Встречи с людьми интересных профессий, работниками искусства, культуры и образования, телевидения.

Практика

Создание художественных произведений различных жанров (стихи, очерки, новеллы, рассказы, рисунки и др.) Написание докладов. Написание заметок об искусстве. Подготовка материалов для радиопередач, заметок об искусстве. Составление тестов по теме «Искусство и православие».

Конкурсное прочтение собственных материалов. Чтение классических басен по ролям, инсценировка басен, театрализация отрывков.

Подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной и совместной с педагогом деятельности учащихся (сочинений, рисунков и т. д., подготовка материалов к публикации в местной печати. Конкурс мультимедийных продуктов. Защита проектов.

Создание рисунков на свободную тему. Литературные игры, викторины.

Работа со справочной литературой в школьной и районной библиотеках. Поиск учащимися интересных материалов, связанных с искусством и православной детской литературой, историей, культурой ст. Ленинградской, сбор материалов по различным темам («Казаки», «Быт», «Наше прошлое»).

Посещение выставок в музеях. Изучение культурных центров Ленинградского района (музыкальная школа, художественная школа и т. д.)

Тема 5. Итоговое занятие (2 ч.)

Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями о проделанной работе. Выводы и пожелания учащимся. Анализ программы.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Исходя из специфики программного материала, необходимо оговорить условия её успешного освоения. Этому способствует использование различных технологий:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии.

2. Технологии проблемного обучения.

3. Технологии уровневой дифференциации

Методами реализации программы являются :

1. Объяснительно-иллюстративные.

2. Саморазвивающее обучение.

3. Объяснительно-иллюстративные с элементами проектирования

4. Объяснительно-иллюстративные + творческие.

5. Диалогические.

6. Информационные + операционные (ЗУН + СУД, диалогические + программированное обучение.

Форма методичес-

кого материала Раздел и тема программы Содержание материала

Методика приме-

нения материала

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

раздаточный материал

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Грамзаписи

Видеофильмы

Электронная энциклопедия

карточки,

MULTIMEDIA

«В твоём сердце живёт добро». Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры.

Литература. Переводы («Слово о полку Игореве», Жуковский, Майков, Заболоцкий, Мей).

Живопись. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовная музыка. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И. -С. Бах, В. А. Моцарт, Э. -Л. Уэббер и др.).

Экранные искусства, театр. Жития святых.

ДОБРОЕ КИНО.

Архитектура. Соборная площадь Московского Кремля

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/

При изучении нового материала используется наглядное пособие.

Комплекты иллюстраций по литературе позволяют расширить знания о жанрах

Комплекты иллюстраций по ИЗО позволяют расширить знания о жанрах

Для закрепления материала используется

карточки-тесты

Работа с видеопродукцией позволяет разнообразить

методы подачи материала

Электронные книги позволяют расширить кругозор ребенка в работе с ИКТ

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

Раздаточный материал

Мультимедиа по личным фотографиям

Книги о хуожниках

наглядные пособия, дидактиче-

ский материал

Карточки индивидуального опроса

Аудиозаписи грамзаписи, видеозаписи, видеофильмы

«Мы и сотворённый мир

вокруг нас». Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры.

Архитектура. Храм станицы Уманской – Ленинградской

Храмы города Краснодара и Краснодарского края.

Живопись. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Фотографии. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Живопись. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.

Иконопись. Икона «Владимирской Богоматери», «Троица»

Живопись «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп-турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).

Литература. Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. «Жития святых». ДОБРОЕ КИНО.

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К. -В. Глюк, В. -А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э.

Духовная музыка. «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).

Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев)

Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев)

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь)

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/

При изучении нового материала используется наглядное пособие

Используется при работе с терминологи-

ей

Анализ художественного произведения

Характеристики архитектуры

Сравнительные характеристики стихов и ИЗО

Обсуждение материала, иллюстрирование, создание рисунков по теме

Изучение нового материала

Используется для дискуссии

Используются в познавательных и воспитательных целях

Позволяют провести сравнительную характеристику

Электронные книги позволяют расширить кругозор ребенка в работе с ИКТ

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Искусство

1. Асеев Н. О поэтах и поэзии. — М., 2007,

2. Барахов В. Литературный портрет.

3. Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе— М., 2006,

4. Михайловская Н. Г. Путь к русскому слову. — М., 2006,

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2006,

6. Полевой Б. Силуэты. — М., 2003,

7. Сборник. Русский сонет. — М., 2006,

8. Сборник. Классическая басня. — М., 2005,,

9. Литературный энциклопедический словарь. — М., 2010,

10. Словарь эпитетов— М., 2005,

11. Словарь синонимов— М., 2010,

12. Словарь иностранных слов под ред. Крысина. — М., 2006,

13. Толковый словарь Ожегова. — М., 2007,

14. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,

15. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.

Православие

1. Богогласник «Созвучия времён», М. 2004.

2. Детский музыкальный катехизис. Изд. Храма св. вмч. Димитрия Солунского г. Рузы, 2003.

3. Детям о православной вере. Санкт- Петербург, 2003.

4. Основы христианской культуры, Калининград, 2001.

5. Праздник Воскресения Христова. М, 2000.

6. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации» часть 1,

часть 2. М, 2004

7. Праздники в воскресной школе. М, 2000.

8. Русь Святая в пословицах и поговорках. Ростов-на-Дону, 2004.

9. Чтоб нам не разучиться быть людьми. Т. Кушнир. Ростов-на-Дону. 2001.

MULTIMEDIA :

10. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия

11. Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 79" ИНН 2465285306 КПП 246501001 ОГРН 1132468003678 660022,.

Динамическая пауза «Росток» Предлагаю вниманию Вашему динамическую паузу, которую можно использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию. В качестве.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа «Здоровье» Дополнительная образовательная программа «ЗДОРОВЬЕ!» Составитель: воспитатель Матюшина Татьяна Ивановна Детский сад «Радуга», Структурное.

Образовательная программа «Грамотейка» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы. Программа реализуется в рамках речевого развития дошкольника.

Образовательная программа «Юные барабанщики»Образовательная программа «Юные барабанщики» Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую,.

Паспорт проектной работы «Росток» в подготовительной группе Проект по познавательному развитию детей «Росток» Группа - подготовительная Паспорт проектной работы 1 Группа Подготовительная 2 Воспитатель.

Природоохранная акция «Капелька-росток-цветок» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Северяночка» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «Капелька.

Программа по экологическому воспитанию «Росток» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 4 3. Учебно-тематический план 9 4. Содержание изучаемого курса 10 5. Методическое.

Ребенок — маленький росток. Эссе «Я — воспитатель!» «Ребенок-маленький росток Который холим, любим и лелеем Ребенок- это маленький цветок, Мы всей душой его согреем. Пусть на большом его пути.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа «Духовный росток»
Опубликовано: 14 января 2018 в 17:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД