МААМ-картинки

Образовательная программа «Грамотейка»

Жильцова Елена Михайловна
Образовательная программа «Грамотейка»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа реализуется в рамках речевого развития дошкольника.

Новизна дополнительной образовательной программы.

Новизна данной образовательной программы заключается в разработке системы занятий и дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Актуальность дополнительной образовательной программы.

Публикация «Образовательная программа „Грамотейка“» размещена в разделах

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при даль-нейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду. Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, иллюстрации, репродукций картин.

Цель. Подготовить воспитанников к обучению грамоте.

Задачи:

• Дать представления о предложении (без грамматического определения).

• Упражнять в составлении предложений, членении простых предложе-ний (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последова-тельности.

• Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми сло-гами на части.

• Учить составлять слова из слогов (устно).

• Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Отличительные особенности данной дополнительной образова-тельной программы.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию речи в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «От рождения до школы». К тому же, согласно Федеральным государственному образовательному стандарту, необходимо формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки к обучению грамоте. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ со школой, с библиотекой.

Потребности ДОУ в разработке данной программы :

1. Обеспечение условий для подготовки воспитанников к обучению грамоте;

2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3. Укрепление партнёрских отношений со школой, с библиотекой се-мейного чтения.

Таким образом, отличительные особенности программы заключается в том, что она:

выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» в полном объёме;

способствует ранней социализации детей 6-7 лет, обозначенной в ФГОС;

соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

Формы и режим занятий

Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня в форме кружкового занятия. Общая нагрузка составляет 2 часа в месяц, что не противоречит нормам СаНПина.

1. Организованные:

– экскурсии в школу, в библиотеку,

– непосредственная образовательная деятельность (развитие речи, комбинированная, интегрированная,

2. Совместная деятельность:

– чтение художественных произведений;

– беседы и разговоры с детьми,

– праздники и досуги,

– игры (речевые, настольно-печатные, подвижные, дидактические).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Конечным результатом данной программы является практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Интеллектуальные качества дети старшего дошкольного возраста способны совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобще-ние, классификация, сравнение);

развитие у детей эмпатии (сочувствие, сострадание, сопереживание живым существам);

умение видеть результат задания;

совершенствуется эмоционально-волевая сфера личности ребенка;

благоприятное развитие адаптационных механизмов его психики;

способен разработать план действий по созданию продукта, составле-ния описательного или творческого рассказа;

способен довести работу до конца.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-тельной программы. Виды деятельности:

- коммуникативная деятельность;

- сюжетно-ролевая игра;

- игра с правилами;

- познавательная деятельность;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самостоятельная деятельность детей.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ Тема Время, мину-ты Цель

Сентябрь

1. Д/игра «Кого как зовут?» 30 Развивать у детей слуховое внимание, речь, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.

2. «Веселые развиваю-щие игры» 30 Развивать у детей слуховое внимание.

3. «Веселые развиваю-щие игры» 30 Учить детей соотносить звучащее слово с картинкой.

4. «Будь вниматель-ным!» 30 Развивать у детей слуховое внимание.

Октябрь

1. Предложение 30 Формировать представления о пред-ложении как о единице речи

2. Из чего состоит предложение? 30 Познакомить со словесным составом предложения

3. Слово 30 Рассказать детям о словарном составе слова, с термином «слово».

.4. Речевое внимание. фонематический слух 30 Воспитывать речевое внимание, фо-нематический слух.

Ноябрь

1. Твердые и мягкие согласные 30 Учить детей различать на слух твер-дые и мягкие согласные звуки

2. Твердые и мягкие согласные 30 Учить детей различать на слух твер-дые и мягкие согласные звуки

3. Составление пред-ложений 30 Учить составлять предложения по «живым моделям»

4. Первые звуки в сло-ве 30 Рассказать детям, какие бывают звуки в слове

Декабрь

1. Темп речи 30 Дать представление о темпе речи

2. Скороговорка 30 Формировать умение детей говорить в разном темпе, скороговорки

3. Громкость как свой-ство устной речи 30 Формировать у детей представление о громкости устной речи

4. Учимся говорить выразительно 30 Научить детей слышать усиление о ослабление силы голоса

Январь

1. Чистоговорки 30 Познакомить детей с чистоговорками

2. Сравнение слов по протяжности 30 Учить детей сравнивать слова по протяжности

3. Путешествие в стра-ну «Играндия» 30 Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки

4. Слова звучат по-разному 30 Рассказать детям, что слова звучат по-разному

Февраль

1. Твердые и мягкие согласные 30 Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

2. Наши гости 30 Учить детей составлять предложения по «живой модели»

3. Первые звуки в сло-ве 30 Формировать у детей умение подби-рать слова на заданный звук

4. Длинные и короткие слова 30 Учить детей сравнивать слова по протяжности, подбирать слова

Март

1. Подбери словечко 30 Закреплять умения определять пер-вый звук в слове

2. Волшебные слова 30 Формировать у детей умение подби-рать слова на заданный звук

3. «Твердо-мягко» 30 Обобщение знаний по теме «Твердые и мягкие согласные»

4. Слово 30 Закреплять представления детей о слове

Апрель

1. Деление слов на час-ти 60 Учить детей делить слова на слоги

2. Слоги 60 Продолжать учить детей определять количество слогов в слове

Май

1. Наша речь 30 Закрепить знания детей о речи

2. Предложения 30 Закрепить знания детей о предложе-нии

3. Проиграем со сло-вом 30 Закрепить знания детей о слове, его составе

4. Итоговое занятие «Звуки вокруг нас» 30 Обобщение знаний детей

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИ-ТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой ресурс

• Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;

• СанПиН 2.4.1.1249-03. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (взамен СанПиН 3231-85);

• Письмом Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;

• Устав МДОАУ «Детский сад № 21»;

• должностные инструкции воспитателя.

Научно-методический ресурс

«Занятия по обучению грамоте в ДОУ». Л. А. Кулешова, 2005.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа ДОУ, под ред. : Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014.

Кадровый ресурс

Воспитатели первой категории. сотрудники библиотеки, учителя на-чальных классов.

Материально-технический ресурс

Групповая комната, участок детского сада, библиотека, школа.

Технологический ресурс

Описание технологий, методов, приемов.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М. М., Ершова С. П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учителя. 1993 г. ;

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. !991 г. ;

3. Грамота для детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2008;

4. Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. М. : Школьная пресса, 2001;

5. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М. : Просвещение, 1998;

6. Морозова Т. Н. Обучение грамоте. 1992;

7. Новотворцева Н. В. Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль. Академия, 2000;

8. Сапгир Г. Забавная азбука.

9. Успенская Л. П. Учись правильно говорить.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 79" ИНН 2465285306 КПП 246501001 ОГРН 1132468003678 660022,.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Дополнительная образовательная программа «Ладушки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №9» ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол.

Дополнительная образовательная программа «Здоровье» Дополнительная образовательная программа «ЗДОРОВЬЕ!» Составитель: воспитатель Матюшина Татьяна Ивановна Детский сад «Радуга», Структурное.

Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» (стартовый уровень) для детей 6–7 лет Учебный план № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Формы аттестации Теория Практика Всего 1. Вводные занятия: 0,6 1,4 2 1.1. Будем.

Лэпбук «Грамотейка»Лэпбук «Грамотейка» Лэпбук по ОО «Речевое развитие» для подготовительной группы детского сада. Название «Грамотейка» Лэпбук подготовила воспитатель подготовительной.

Образовательная программа «Умелые ручки» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ м/н Тема занятия Содержание темы Кол-во занятий ноябрь Работа с бумагой и картоном. Оригами, квиллинг.

Образовательная программа «Юные барабанщики»Образовательная программа «Юные барабанщики» Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую,.

Примерная основная образовательная программа Предлагаю, уважаемые коллеги, вашему вниманию проект по ознакомлению с примерной основной образовательной программой. Эта программа одна.

Спортивно-образовательная программа «Черлидинг» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГБОУ Школа №978» (Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа «Грамотейка»
Опубликовано: 8 января 2018 в 16:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД