Образовательный проект «Первый раз в детский сад!» Работа в адаптационный период с детьми раннего возраста

Нина Водянова
Образовательный проект «Первый раз в детский сад!» Работа в адаптационный период с детьми раннего возраста

Пояснительная записка.

Образовательный проект «Первый раз в детский сад» для детей раннего дошкольного возраста, разработан на основе программы «Детство». Отправной точкой составления проекта стали учебно – методические пособия по работе с детьми раннего дошкольного возраста в адаптационный период Л. В. Белкиной. Л. В. Томашевской – «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Журнал «Дошкольное воспитание». Е. А. Якушенко «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

В программе представлено перспективное планирование работы с детьми раннего возраста в адаптационный период сроком на четыре месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).

Конспекты интегрированных занятий, которые рассчитаны на совместные проведения их с родителями и детьми.

Работа проекта состояла из трех этапов:

1. Диагностического.

2. Основного.

3. Заключительного.

Цель диагностического этапа:

Выявление характера эмоциональных отношений родителей с ребенком. На этом этапе родителям предлагалась анкета со следующими вопросами:

1. Посещали ли вы в детстве ясли?

2. Играли ли родители с вами в детстве в такие игры, как «Ладушки», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и тд. ?

3. Играете ли вы со своим ребенком в такие игры, как часто и по чьей инициативе?

4. Используете ли выходные дни для совместной с ребенком двигательной деятельности, в какой форме?

5. Как вы считаете, важно прикасаться к ребенку, почему?

6. Любит ли ваш ребенок, чтобы к нему прикасались, его предпочтения?

7. Чьи прикосновения любит больше (мамины, папины)

8. Нравится ли, когда ребенок прикасается к вам?

9. Хотели бы участвовать в совместных развивающих занятиях с ребенком в дошкольном учреждении?

Проводилось консультативное практическое занятие для родителей

«Учимся играть дома», консультации на тему «Участие матери в процессе адаптации», «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду», «Трудности адаптационного периода». Проводила знакомство с семьей на дому.

Основной этап.

Цель основного этапа: организация и проведение совместных занятий. На всех занятиях соблюдалась «ритуальность» - это обязательные действия, которые начинали и заканчивали занятия: музыкальное сопровождение.

Я старалась максимально загружать родителей на занятиях. Эмоционально проводила занятия и таким образом побуждала родителей делать тоже самое. Старалась, чтобы контакт родителя с ребенком был искреннем, эмоциональным. При проведении занятий чувствовалась атмосфера доверия, партнерства, взаимопомощи. Дети в начале настороженно слушали меня, но видя, что рядом их мамы, настроение менялось, вовлекались в игру.

Наблюдая за родителями и детьми, я пришла к выводу, что дети проявляли большой интерес к совместным играм, они имели реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как родители находились рядом с ними. У детей создалось чувство защищенности и уверенности в себе. Для отслеживания эффективности занятий предлагалась родителям анкета с вопросами:

1. Ваше настроение: радостное, приподнятое, спокойное, грустное, тревожное, раздраженное.

2. Отметь на шкале степень вашего удовлетворения занятием.

3. Испытывали ли трудности в выполнении упражнений?

4. Выполнение каких упражнений, игр вызывали у вас положительные эмоции?

5. Выполнение каких упражнений, игр вызывали у вас чувство дискомфорта?

6. Удалось ли в течение занятия быть в контакте с ребенком?

7. Как это чувствовалось?

8. Как осуществлялся тактильный контакт?

9. Что нового узнали о ребенке? После какой игры, упражнения это открытие произошло?

10. Узнали ли вы что – то новое о себе?

Заключительный этап.

Цель заключительного этапа – это анализ проведенной работы. Анализ проводился совместно с родителями. Использовались беседы, наблюдения. Предлагалась итоговая анкета включающая следующие вопросы:

1. Вызвала ли интерес работа дошкольного учреждения работы с детьми?

2. Произошли ли в вас какие – либо изменения?

3. Произошли ли изменения в ваших отношениях?

4. Используете ли вы приобретенный опыт совместной деятельности с ребенком дома?

Анализ анкет показал, что родители почувствовали изменения в них самих, а главное в отношениях с ребенком. Родители больше стали уделять внимание совместному проведению времени с ребенком. Это совместные прогулки, чтения сказок, рассмотрение книжной иллюстрации, празднования дня рождения с приглашением детей из группы. Проведение игр обученных на занятиях.

Проблема.

Организация педагогического процесса в детском саду в ходе адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям.

Задачи

Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчение периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Формировать навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а)Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт.

б)Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.

в)Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

г)Воспитывать у детей потребность в самостоятельной активности.

Закладывать основы будущей личности:

а)Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.

б)Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.

в)Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

г)Поддерживать у детей интерес к окружающей действительности.

д)Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

Разработка образовательного проекта.

Подобрать методическую литературу по данной теме.

4. Составить план системы оздоровительных

мероприятий.

5. Разработать формы фиксации наблюдений за

детьми раннего возраста в адаптационный период.

6. Составить работе с родителями на адаптационный период.

7. Составить перспективное планирование занятий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В

ГРУППЕ

1. Для успешной адаптации

дошкольника раннего возраста к

условиям дошкольного учреждения необходимо

прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения.

Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника

Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, они знакомят

детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр., проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после праздника, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит

к положительному настрою детей на посещение

детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

2. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все:режим, окружающие его взрослые,

дети, обстановка, пища, — воспитатели стараются к моменту прихода нового ребенка в группу расспросить родителей и узнать, как можно больше о его привычках и стараются по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними. С целью получения дополнительной информации о ребенке использую различные анкеты и просто беседуют с родителями.

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно – развивающая среда организованная мною помогает мне, обеспечить гармоничное развитие ребенка, создает эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия, таким образом, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложнившимся содержанием.

Развивающую среду в период адаптации организовываю в двух направлениях.

1. Детский сад – это второй дом для малыша.

2. Специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности.

Интерьер групповой комнаты напоминает образ дома разнообразная крупногабаритная детская мебель, большой ковер, раздевалка украшена яркими рисунками персонажей из детских сказок, мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями. Удобные, красочно – оформленные групповые помещения, наличие игрушек, методических игр, увлекает вновь и вновь пришедшего малыша в радостный мир сказок.

В целях организации разнообразной деятельности мною созданы различные зоны в групповом помещении, которые соответствуют принципам доступности и открытости «Вижу – действую».

Следующий принцип проектирования – соответствующие возрасту детей.

Материалы, сложность и доступность их содержания соответствует сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей раннего возраста. Учитываю те особенности зон развития, которые характерны сегодня каждому отдельному ребенку.

Большая часть представлена предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей. Здесь находится дидактический материал направленный и на развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики рук.

Итог реализации проекта

1. Снижение уровня заболеваемости детей группы раннего возраста.

2. Сформированные у детей чувство доверия к воспитанию.

3. Из 20 детей группы имеют тяжелую степень адаптации 1 ребенок, легкую –16, среднюю - 3 ребенка.

4. Благодаря проведению совместных с родителями интегрированных занятий дети имели возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, создалось чувство защищенности и уверенности в себе.

5. По утрам дети спокойно расстаются с родителями.

6. Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, в детском саду, доброжелательность в общении взрослого с ребенком – итог работы образовательного проекта «Первый раз в детский сад

Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, в детском саду, доброжелательность в общении взрослого с ребенком – итог работы проекта «Первый раз, в детский сад»!

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Искусство
Автор публикации:
Образовательный проект «Первый раз в детский сад!» Работа в адаптационный период с детьми раннего возраста
Опубликовано: 12 января 2014 в 22:47
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...