Получи документы

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

Аннотация: автор статьи поднимает тему общения дошкольников со взрослыми. Общение со взрослыми рассматривается в статье в качестве процесса присвоения детьми общественно-исторического опыта. Раскрыты параметры общения на протяжении всего дошкольного возраста, типы и значение общения со взрослыми.

Публикация «Общение со взрослыми в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольный возраст, общение, социальное пространство, психическое развитие, опыт.

Интерес педагогов к теме общения детей связан с тем, что общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Развитие общения ребенка, как развитие в целом, происходит в рамках теории культурно-исторического развития. Психолог Л. С. Выготский рассматривает это в качестве процесса присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими [1].

Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.). «При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят перед ним задачу овладеть каким-то новым навыком. Именно взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию, а ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания» [3, с. 79].

Типы средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми, были выделены А. В. Петровским:

1) «экспрессивно-мимические возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т. п. ;

2) предметно-действенные возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

3) речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие» [2, с. 68].

В дошкольном возрасте в ходе общения со взрослыми, а также игровых и реальных отношений со сверстниками дети овладевают социальным пространством человеческих отношений. Они осваивают мир постоянных вещей, учатся их употреблять, открывают для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» [3, с. 213]. Ограничение общения дошкольника со взрослыми негативно отражается на темпах психического развития, а полная изоляция не позволяет действовать так, как свойственно людям (дети- «маугли»).

Параметры общения изменяются на протяжении всего дошкольного возраста (Таблица 1).

Таблица 1.

Параметры общения в дошкольном возрасте

Параметры Содержание Возраст

Форма общения Внеситуативно- познавательная До 4-5 лет

Внеситуативно-личностное 5-6 лет

Содержание потребности в общении Потребность во внимании, сотрудничестве и уважении 4-5 лет

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания 5-6 лет

Ведущий мотив общения Познавательный : взрослый является источником познания о внеситуативных объектах 4-5 лет

Личностный: взрослый выступает, как личность, обладающая знаниями, умением и нормами поведения 5-6 лет

Значение данной формы общения в общем развитии ребенка Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления 4-5 лет

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению 5-6 лет

Как представлено в таблице, в дошкольном возрасте становлению общения, как вида деятельности, способствует постепенное овладение речью. Соответственно, ребенок все чаще начинает выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста появляется внеситуативное общение.

Таким образом, общение является важнейшим условием развития дошкольника – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного, так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.).

Список литературы

1. Выготский, Л. С. [Текст] Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2018. – 160 с.

2. Давыдов, В. В. [Текст] Возрастная и педагогическая психология. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.

3. Мухина, В. С. [Текст] Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Академия, 2004. – 452 с.

4. Петровский, В. В., Шпалинский, В. В. [Текст] Социальная психология коллектива. – М. : Просвещение, 1978. – 117 с.

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 17:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД