Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологией.

Виктория Демидова
Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологией.

Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологии позволяет нам выявить уровень сформированности по этому разделу. Определить оптимальные пути и методы коррекции нарушений с целью максимальной социальной адаптации и интеграции ребенка в социум.

- Исследуя активный словарь существительных мы предлагаем ребенку назвать поочередно предметы на картинке и подобрать к ним обобщающее слово. Картинки предъявляются в соответствии с возрастом ребенка и программой Д/с.

- Предлагаем ребенку назвать части тела

- Предлагаем ребенку назвать части одежды

- Предлагаем ребенку назвать части машины

- Исследуя глагольный словарь, можно предложить детям игру «Кто как передвигается? Кто как кричит?» Логопед выполняет действие с игрушкой, дети отвечают на вопросы: Что делает змея? (ползет) Что делает кошка? (ходит, лежит, спит) Какие звуки издает? (мяукает, мурлычет…

- Исследуя словарь прилагательных мы предлагаем ребенку подобрать картинку с противоположным значением

- Исследуя словарь качественных прилагательных ребенку предлагается назвать цвет и форму предмета

- Также можно предложить ребенку подобрать прилагательные к картине, ответив на вопрос «Лес какой?»

- Для исследования словаря относительных прилагательных мы предлагаем несколько игр: «Чей лист»- дети называют листья (дубовый, кленовый, осиновый., «Сварим обед» - Наварила наша мама ароматного варенья,

Вкусного такого, ну просто объеденье!

Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:

Из вишни варенье – вишневое

Из клубники – клубничное и т. д.

На примере этой игры мы не только исследуем относительные прилагательные, но и словоизменение прилагательных по родам: вишневый компот, вишневое варенье, вишневая ватрушка, вишневый сок. Дети также называют названия супов: картофельный суп, гороховый… Можно предложить детям игру «Из чего я сделан?» - стол из дерева – деревянный…

- Исследуя словарь притяжательных прилагательных можно предложить детям игру «Чьи уши?» - заячьи, лисьи…

- Исследуя словарь наречий мы предлагаем детям игру «Сделай все наоборот»: например логопед ходит медленно, а дети быстро. Тепло-холодно, тихо-громко, близко-далеко.

- Исследуя количественные числительные мы предлагаем ребенку сосчитать количество изображенных предметов. Исследуя порядковые числительные, мы предлагаем ребенку ответить на вопросы по картинке к сказке «Репка»: Которым по счету стоит дед? Которой по счету стоит бабка?

- Обследование грамматического строя речи мы начинаем с словоизменения

- Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по числам можно исследовать на материале игры «Один-много». Также на материале этой игры можно исследовать изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок-котята, ухо-уши, лоб-лбы)

- Изменение существительных по падежам можно исследовать выполняя соответствующие действия с мячом. Логопед: У меня в руках мяч. Это (мяч). У меня нет (мяча). Я протягиваю руку к (мячу). Я бросаю (мяч). Я играю с (мячом).

- Множественное число существительных в родительном падеже можно исследовать на материале игры «Чего не стало?»

- Для обследования согласования прилагательных с существительными единственного числа ребенку предлагается назвать цвет предметов

- Для обследования согласования существительных с числительными 2 и 5 можно использовать игру «На лесной поляне»

- Для обследования употребления предложно-падежных конструкций можно использовать игру «Прятки». Ребенку задаются вопросы: где спряталась матрешка (в шкафу…

- Дальше мы переходим к обследованию словообразования

- Для обследования образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов используют игру «Назови ласково»

- Для обследования образования названий детенышей животных используют игру «Найди деток»

- Для исследования образования слов, обозначающие профессию от существительных с помощью суффиксов, детям можно предложить игру «Профессии»: стекло-стекольщик, сварка-сварщик, кран-крановщик, сапог-сапожник, двор-дворник

- Для исследования образования приставочных глаголов логопед или ребенок демонстрирует действие, дети его называют (ходит-уходит-входит-выходит; бежит-убегает-выбегает-вбегает)

- Исследуя образование приставочных глаголов противоположного значения мы предлагаем игру «Сделай все наоборот». Ребенок или логопед выполняет действие – приклеивает, привязывает, собирает, наливает, закрывает, другой ребенок или герой «Незнайка» выполняет противоположные действия – отклеивает, отвязывает, разбирает, выливает, открывает.

- Для обследования глаголов совершенного и несовершенного вида детям предлагается ответить на вопросы: Что делает чебурашка? (пьет чай) Что сделала кукла? (выпила чай). Что делает девочка? (рисует зайчика) Что сделала девочка? (нарисовала зайчика)

Прикреплённые файлы:

festival_fnsd1.pptx | 9658,17 Кб | Скачан: 219
 
Публикации по теме:

Годовой план учителя-логопеда Работаю в детском саду с детьми, имеющими логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, III уровень. Стаж работы в должности «учитель.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Найди отличия
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Обследование лексико-грамматического строя речи у детей страдающих речевой патологией.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 17:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Бабочки» в старшей группе
Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка...
Перспективный план занятий по ФЭМП в средней группе
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички. Хочу поделиться своими наработками в планировании занятий по математике. Мы работаем по программе...
Мастер-класс «Корзина с фруктами из цветной бумаги»
Добрый день! Сегодня вам я хочу предложить поделку из бумаги "Корзина с фруктами". Для работы нам необходимо: - цветной картон ( розового цвета) ; -...
Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Пираты» в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра «Пираты» в средней группе Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры «Пираты» в средней группе. Задачи: 1. Развитие сюжета. °...
Староновогодняя история. Часть VI. Окончание
* Выпив какао, фея Блаженств вновь рассказала грустную историю, еле сдерживаясь, чтобы снова не разреветься, а фея ночного ветерка её всё время...