Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ

Елена Владимирова
Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ

Пояснительная записка (1 часть)

Авторы: учителя – логопеды МБДОУ № 16:

Владимирова Елена Николаевна, высшая квалификационная категория;

Филиппова Марина Геннадьевна, высшая квалификационная категория.

Тип материала: дидактические игры - модули для обследования речевого и неречевого детей первого года обучения с ОНР.

Цель: систематизировать наглядный материал, применяемый для обследования речевого развития дошкольников; проводить обследование в игровой форме, сделать его минимальным по времени, богатым по содержанию и интересным для ребенка; задействовать слуховой и зрительный анализаторы ребенка - логопата.

Модули к блоку «Титульный лист»

Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT 2007).

Тема. Общее развитие ребенка

Цель: выяснить, знает ли ребенок основные сведения о себе самом, о близких людях.

Форма проведения: индивидуально.

1 слайд. Заставка

2 слайд. Вопросы по общему развитию ребенка.

Логопед задает вопросы, фиксируя ответы ребенка в речевой карте.

3 слайд. Переход к следующему этапу обследования.

Логопед выбирает с помощью мыши нужный этап обследования.

Модули к блоку «Обследование неречевых психических функций»

Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT 2007).

Тема. Обследование неречевых психических функций и моторной сферы.

Цель: исследовать зрительное восприятие, зрительно – пространственный гнозис и праксис, состояние общей и ручной моторики.

Форма проведения: индивидуально.

4-5 слайд. Заставка «Обследование неречевых психических функций»

6 – 13 слайды. Восприятие цвета. Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца).

Логопед: «Подбери для каждой кружки блюдце такого же цвета».

На экране появляется кружка. Ребенок с помощью мыши выбирает блюдце того же цвета и нажимает на него. Если выбор верный, то кружка ставится на блюдце, в противном случае она остается на месте.

14 – 21 слайды. Показ цветов.

Логопед: «Покажи синюю (красную, т. д.) звездочку». Ребенок находит звездочку, нажимает на нее мышью. Если выбор правильный, то на звездочке появляется предмет такого же цвета.

22 – 26 слайды. Восприятие формы.

Логопед просит показать геометрические фигуры.

Ребенок с помощью мыши находит называемую фигуру, которая при нажатии мышью становится цветной.

27 слайд. Заставка «Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса».

28 слайд. Ориентировка в пространстве.

Логопед просит назвать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

29 слайд. Исследование состояния общей и ручной моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, способность к переключению, наличие леворукости – заполняется после проведения тестовых упражнений).

Логопед зачитывает инструкцию, которую ребенок выполняет.

Модули к блоку «Исследование состояния импрессивной речи»

Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT).

Тема. Исследование состояния импрессивной речи.

Цель: выявить уровень понимания ребенком устной обращенной речи.

Форма проведения: индивидуально.

30 слайд. Заставка «Исследование состояния импрессивной речи».

31-34 слайды. Какое время суток?

Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать утро (день, вечер, ночь). Выбрав картинку, ребенок нажимает на нее мышью. При правильном ответе картинка покачивается.

35-38 слайды. Когда это бывает?

Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать лето (зиму, весну, осень). Выбрав картинку, ребенок нажимает на нее мышью. При правильном ответе картинка увеличивается.

ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

39 слайд. Один – много. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Логопед: «Покажи, где кукла (мишка, стул, дерево, а где куклы (мишки, стулья, деревья)». Ребенок показывает нужную картинку указкой.

40 слайд. Большой – маленький. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед просит показать окно – окошечко, (стол – столик, кровать – кроватку). Ребенок показывает нужную картинку указкой.

41-44 слайды. Дифференциация предложно – падежных конструкций.

Логопед: «Покажи мышкой бабочку, которая сидит на (около, за, перед) цветке». При правильном ответе картинка покачивается и звенит.

Примечания. Переход к следующему слайду - щелкаем мышью по солнышку или кнопкой ENTER.

45-47 слайды. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Логопед: «Покажи мышкой птичку, которая вылетает (подлетает, залетает) из клетки (гнезда)». При верном ответе птичка хлопает крыльями.

48-51 слайды. Понимание предложений.

Ребенок, следуя инструкции логопеда, выполняет задание с помощью мыши.

52 слайд. Выслушай предложение и ответь одним словом.

53 слайд. Выполнение инструкций.

Логопед предлагает ребенку выполнить одноступенчатые инструкции.

54 слайд. Мои успехи. На слайде представлены три звездочки: «Отлично» (ребенок выполнил почти все задания, «Хорошо» (ребенок выполнил половину заданий) и «?» (ребенок выполнил всего несколько заданий или ничего не выполнил). Логопед подсчитывает набранные ребенком фишки и предлагает нажать соответствующую звезду.

55 слайд. Конец 1 части обследования.

Примечания.

Переход к следующему слайду - по стрелке перехода (в правом нижнем углу) или кнопкой ENTER.

Правильный и неправильный ответы сопровождаются голосовыми комментариями.

Ответы фиксируются в речевой карте.

За правильный ответ детям можно давать поощрительные фишки, которые подсчитываются в конце каждого этапа. На заключительном слайде - оценка деятельности ребенка (по количеству набранных фишек).

Публикации по теме:

Я аттестовалась!!! Теперь и я присоединилась к педагогам, удачно прошедшим аттестацию! Я аттестована! Мне присвоена высшая квалификационная категория! Заявление.

Немного о себе… Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада присоединиться к новому для меня, интересному проекту. Работаю в детском саду 34 года. У меня высшая.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 02:09
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...