Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми

Надежда Табурчинова
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в

совместной деятельности педагога с детьми

4-5 лет, средняя группа

Разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и на основе программы «Иркечек»

Составитель:

воспитатель Табурчинова Надежда Маркисовна

Аскиз- 2017 год

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе «Иркечек» хакас тiлiнiн программазы, под коллективным руководством авторов. Данная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Законом «Об образовании» (от 10.07.92г. № 3366-1 с последующими изменениями);

Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Мои Н РФ от 23.10.2009г. №655);

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

Уставом общеобразовательного учреждения;

Образовательной программой ДОУ.

Рабочая программа по хакасскому языку средней группы является вариативной частью общеобразовательной части «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется за счёт внедрения национального, регионального, этнокультурного содержания образования «Хакасский язык». Изучение хакасского языка направлено на обучение дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа. Содержание тем учебного курса планируется согласно темам программы «Иркечек».

Общая характеристика группы: Среднюю группу «Звездочка» посещают 24 детей, в основном дети одного возраста, из них 10 мальчиков и 14 девочек, 21 семей - полные и 3 семей неполные.

Особенности развития детей 4-5 лет

Четвертый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через большие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения и т. д.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

В этом возрасте начинается приобретение детьми основ личностной культуры, осмысление знаний о родном крае, национальной культуре, интерес к народным традициям, истории, быту, природе, языку народа, живущих рядом. Дошкольный возраст - это сензитивный период, когда у детей быстро идет развитие речи, они могут усваивать язык другого народа, и это не вызывает у них негатива, и только создает интерес к звукоподражанию, быстрого запоминания слов, к общению фразами в игровых ситуациях. Поэтому изучение хакасского языка благоприятно влияет на коммуникацию детей, познанию окружающей среды, к общению, к созданию дружеских взаимоотношений с детьми разных национальностей, терпимости и формирование интереса к быту, культуре, творчеству народа.

Цель данной программы:

Создание условий для развития интересов детей к обучению хакасского языка, познавать быт, культуру, творчество и мировоззрение народа.

Задачи: - формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;

- создание благоприятной развивающей среды и условий для реализации программы;

- Активизация работы по пропаганде патриотического воспитания; о малой родине и Отечестве;

-Сотрудничество по данной проблеме с семьёй, опираясь на традиции.

Особенности организации деятельности

Организация деятельности взрослых и детей по реализации данной программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, 24 занятий в год. Продолжительность образовательной деятельности 15- 20 минут. (непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы).

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.); Это физминутки, считалки, игры, психогимнастика, артикуляционная гимнастика,

- самостоятельная деятельность детей: подвижные игры

рисование, разукрашивание пого, мелей и.

- совместная деятельность с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, организация выставок и т. д.)

Сопутствующие формы обучения:

проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.

Данная программа предусматривает следующие направления в работе: - ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа; - ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии; Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

На современном этапе одно из важных направлений работы в детском саду - познавательное развитие детей. В любой образовательной программе это направление представлено суммой мероприятий. Но мы должны не только выполнить описанные в методике мероприятия, но и обогатить их региональными особенностями.

Какую информацию по ознакомлению детей с историей Хакасии, природно-климатическими условиями родного края, этническими особенностями края и города необходимо дать детям дошкольного возраста? Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, ею хорошо должен владеть педагог и последовательность информации такова: семья - детский сад - город - республика - традиции народов. Первое знакомство со своей малой Родиной начать с составления родословной своей семьи, в этом активно могут принять участие родители воспитанников. Знакомя детей с городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью города. При знакомстве с микрорайоном, целесообразно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края. Воспитатели могут совместно с детьми изготовить карты, схемы, макеты улиц, по которым мы ходим.

Необходимо дать дошкольникам элементарные историко - географические представления о нашей республике. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима. Отметить, что по территории республики протекает множество рек, имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами. Необходимо познакомить детей с разнообразием животного мира, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры, медведи.

Углубляя представления о родном крае, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают: доступно объяснить, почему республика называется Хакасия, связать название республики с народом, который издавна проживает на этой территории (исторические сведения, познакомить детей с геральдикой и символикой Хакасии, дать элементарные сведения о государственной власти.

Дети должны знать название столицы республики -Абакан, достопримечательности города. Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников.

Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребёнка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.

В средней группе представлены следующие темы:

Месяц Ситуации Задачи

Сентябрь 1. Моя семья (iче, паба, ага, ууча);

2. Словесная игра «Син- мин» (ты –я);

Создание условий для формирования умения правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, правильно произносить звуки.

Создание условий для представления себя на хакасском языке, понимание воспитателя.

Октябрь 1. Интервью о своей семье (иче, паба, пиче, ада);

2. Приветствие друг друга (изен-изеннер, анымчох);

3. Мой друг (синiн адын кемдiр)

4. Заучивание пальчиковой игры (пiр, iкi, ус, торт, пис- палачах) Создание условий для формирования умения представлять членов семьи;

Создание условий для формирования умения приветствовать друг друга на хакасском языке;

Создание условий для формирования представления друг друга, задавать вопросы.

Создание условий для обучения счету до пяти;

Ноябрь 1. Мой дом (тура)

2. Заучивание пальчиковой игры «Тох тох, турачах»;

3. Юрта - жилище хакасов.

4. Приходите в гости к нам, будем пить чай.

5. Мой город - Абакан. Создание условий для формирования

Публикации по теме:

Ситуативно-коммуникативные технологии в обучении детей хакасскому языку Игровые упражнения в различении звуков. Игра с мячом «Яны»(«Эхо») Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук,бросает.

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Квест-игра «Береги природу» Тема : КВЕСТ-ИГРА «Береги природу» Возрастная группа : 6-7 лет (подготовительная) Форма организации : групповая Цель: 1. Расширять представления.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми первой младшей группы «Фрукты» Конспект совместной деятельности педагога с детьми первой младшей группы на тему «Фрукты» Цель: Побуждать различать разные виды фруктов.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе «Божья коровка» ''Божья коровка'' Задачи: • создание положительного эмоционального настроя в группе; • развитие координации движений, общей и мелкой моторики,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми
Опубликовано: 12 октября 2017 в 15:18
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...