Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми

Надежда Табурчинова
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в

совместной деятельности педагога с детьми

4-5 лет, средняя группа

Разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и на основе программы «Иркечек»

Составитель:

воспитатель Табурчинова Надежда Маркисовна

Аскиз- 2017 год

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе «Иркечек» хакас тiлiнiн программазы, под коллективным руководством авторов. Данная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Законом «Об образовании» (от 10.07.92г. № 3366-1 с последующими изменениями);

Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Мои Н РФ от 23.10.2009г. №655);

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

Уставом общеобразовательного учреждения;

Образовательной программой ДОУ.

Рабочая программа по хакасскому языку средней группы является вариативной частью общеобразовательной части «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется за счёт внедрения национального, регионального, этнокультурного содержания образования «Хакасский язык». Изучение хакасского языка направлено на обучение дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа. Содержание тем учебного курса планируется согласно темам программы «Иркечек».

Общая характеристика группы: Среднюю группу «Звездочка» посещают 24 детей, в основном дети одного возраста, из них 10 мальчиков и 14 девочек, 21 семей - полные и 3 семей неполные.

Особенности развития детей 4-5 лет

Четвертый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через большие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения и т. д.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

В этом возрасте начинается приобретение детьми основ личностной культуры, осмысление знаний о родном крае, национальной культуре, интерес к народным традициям, истории, быту, природе, языку народа, живущих рядом. Дошкольный возраст - это сензитивный период, когда у детей быстро идет развитие речи, они могут усваивать язык другого народа, и это не вызывает у них негатива, и только создает интерес к звукоподражанию, быстрого запоминания слов, к общению фразами в игровых ситуациях. Поэтому изучение хакасского языка благоприятно влияет на коммуникацию детей, познанию окружающей среды, к общению, к созданию дружеских взаимоотношений с детьми разных национальностей, терпимости и формирование интереса к быту, культуре, творчеству народа.

Цель данной программы:

Создание условий для развития интересов детей к обучению хакасского языка, познавать быт, культуру, творчество и мировоззрение народа.

Задачи: - формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;

- создание благоприятной развивающей среды и условий для реализации программы;

- Активизация работы по пропаганде патриотического воспитания; о малой родине и Отечестве;

-Сотрудничество по данной проблеме с семьёй, опираясь на традиции.

Особенности организации деятельности

Организация деятельности взрослых и детей по реализации данной программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, 24 занятий в год. Продолжительность образовательной деятельности 15- 20 минут. (непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы).

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.); Это физминутки, считалки, игры, психогимнастика, артикуляционная гимнастика,

- самостоятельная деятельность детей: подвижные игры

рисование, разукрашивание пого, мелей и.

- совместная деятельность с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, организация выставок и т. д.)

Сопутствующие формы обучения:

проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.

Данная программа предусматривает следующие направления в работе: - ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа; - ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;

- ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии; Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

На современном этапе одно из важных направлений работы в детском саду - познавательное развитие детей. В любой образовательной программе это направление представлено суммой мероприятий. Но мы должны не только выполнить описанные в методике мероприятия, но и обогатить их региональными особенностями.

Какую информацию по ознакомлению детей с историей Хакасии, природно-климатическими условиями родного края, этническими особенностями края и города необходимо дать детям дошкольного возраста? Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, ею хорошо должен владеть педагог и последовательность информации такова: семья - детский сад - город - республика - традиции народов. Первое знакомство со своей малой Родиной начать с составления родословной своей семьи, в этом активно могут принять участие родители воспитанников. Знакомя детей с городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью города. При знакомстве с микрорайоном, целесообразно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края. Воспитатели могут совместно с детьми изготовить карты, схемы, макеты улиц, по которым мы ходим.

Необходимо дать дошкольникам элементарные историко - географические представления о нашей республике. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима. Отметить, что по территории республики протекает множество рек, имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами. Необходимо познакомить детей с разнообразием животного мира, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры, медведи.

Углубляя представления о родном крае, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают: доступно объяснить, почему республика называется Хакасия, связать название республики с народом, который издавна проживает на этой территории (исторические сведения, познакомить детей с геральдикой и символикой Хакасии, дать элементарные сведения о государственной власти.

Дети должны знать название столицы республики -Абакан, достопримечательности города. Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников.

Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребёнка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.

В средней группе представлены следующие темы:

Месяц Ситуации Задачи

Сентябрь 1. Моя семья (iче, паба, ага, ууча);

2. Словесная игра «Син- мин» (ты –я);

Создание условий для формирования умения правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, правильно произносить звуки.

Создание условий для представления себя на хакасском языке, понимание воспитателя.

Октябрь 1. Интервью о своей семье (иче, паба, пиче, ада);

2. Приветствие друг друга (изен-изеннер, анымчох);

3. Мой друг (синiн адын кемдiр)

4. Заучивание пальчиковой игры (пiр, iкi, ус, торт, пис- палачах) Создание условий для формирования умения представлять членов семьи;

Создание условий для формирования умения приветствовать друг друга на хакасском языке;

Создание условий для формирования представления друг друга, задавать вопросы.

Создание условий для обучения счету до пяти;

Ноябрь 1. Мой дом (тура)

2. Заучивание пальчиковой игры «Тох тох, турачах»;

3. Юрта - жилище хакасов.

4. Приходите в гости к нам, будем пить чай.

5. Мой город - Абакан. Создание условий для формирования

Публикации по теме:

Ситуативно-коммуникативные технологии в обучении детей хакасскому языку Игровые упражнения в различении звуков. Игра с мячом «Яны»(«Эхо») Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук,бросает.

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Квест-игра «Береги природу» Тема : КВЕСТ-ИГРА «Береги природу» Возрастная группа : 6-7 лет (подготовительная) Форма организации : групповая Цель: 1. Расширять представления.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Наша армия
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми
Опубликовано: 12 октября 2017 в 15:18
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Трудовой десант»
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей...
Стихотворение. «Детскому альбому» П. И. Чайковского посвящается.
Это стихотворение уместно прочитать детям на начальном этапе знакомства с "Детским альбомом" П. И. Чайковского. Стихотворение. Посвящается «Детскому...
Сказка «Волшебный портфель Джинсик»
олшебный портфель Джинсик. На планете Знайка жил волшебный портфель Джинсик . Однажды вечером ему стало скучно и он прилетел на Землю. Джинсик заглянул в...
Мастер-класс совместной деятельности педагога и дошкольников над презентацией на тему...
Передо мной возникла проблема, как помочь детям больше узнать о природе своего родного края? Как донести до детей, что природа не только красива, но и...