Консультация «Обучение детей коррекционной группы способам составления моделей речевых продуктов»

Надежда Журавлева
Консультация «Обучение детей коррекционной группы способам составления моделей речевых продуктов»

Дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В комплексной работе по коррекции речевых нарушений с детьми среди различных форм медико-педагогического воздействия в настоящее время существенное место отводится и проектной деятельности. В нашем дошкольном учреждении наиболее частыми продуктами проектной деятельности являются речевые продукты. Анализируя свой опыт, мы отмечаем высокую заинтересованность детей данным видом работы и сделали для себя соответствующие выводы:

• необходимо знакомить детей с разнообразными жанрами речевого творчества. (Всегда можно найти в группе заинтересованных детей, желающих изучить ту или иную форму литературного жанра)

• необходимо продолжать использовать самостоятельное построение моделей речевых продуктов, а не давать готовые алгоритмы и модели, предлагаемые ранее ОТСМ-ТРИЗ технологиями.

(Моделирование мы используем как способ стимулирования диалогичности речевой ситуации, как побуждение ребенка к речевой и мыслительной деятельности. Под моделированием понимаем создание, применение, использование модели.)

• организовывать эту работу можно как индивидуально в проектной деятельности, так и через НОД подгруппами.

Поэтому мы представляем на ваш суд свой обобщенный опыт создания речевых моделей со старшими дошкольниками.

Как научить придумывать загадку.

Загадки существуют очень давно. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает рекомендаций о том, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдение за работой детей показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы вспоминает ответ.

Как научить составлению загадок, придумала и описала в своей книге "Страна загадок" Алла Александровна Нестеренко Ею созданы модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данную методику применила в работе с дошкольниками Татьяна Александровна Сидорчук.

Однако наш многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что давать детям готовые алгоритмы нерационально. Эффективнее выводить эти алгоритмы вместе с детьми. Можно это делать в непосредственно образовательной деятельности с группой детей, а можно использовать и проектную деятельность с детьми, которым интересно речевое творчество.

Вот примерно с такого занятия обычно мы начинаем знакомство со структурой загадок.

Детям предлагается загадка - народная:

Круглое, а не солнце,

Сладкое, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

- Выбери предметы, которые могут служить отгадкой.

- Заметь, загадки эти устроены похожим образом.

Чтобы придумать такую загадку, надо ответить на два вопроса: "какой?" "Что такое же?" ,и поставить между ответами "А НЕ".

Заполняем получившуюся табличку.

Какой? Что такое же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Пузатый Спелый арбуз

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «Как» или «Но не». Чтение загадки происходит коллективно всей группой детей. Сложившийся текст неоднократно повторяется.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз».

Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Далее придумываем загадку, например, про мобильный телефон.

Задаем о нем вопросы (например, "Какой он? Что делает?", записываем ответы.

Потом по каждому ответу задаем себе вопрос:

- "Что такое же?" ("Что действует так же?" и т. п.)

- Мобильник какой? - говорящий. Что (кто) тоже говорящий? - попугай.

- Мобильник что делает? - светится.

- Что (кто) тоже светится? - месяц (или фонарик, или светлячок).

- Мобильник с чем? - с кнопочками.

- Что тоже имеет кнопки? - телевизор (или пульт управления, или платье может быть с кнопками).

Заполняем другую табличку:

Какой? (Что делает?

С чем? Где находится? Для чего служит) Что такое же?

Говорящий

А не

попугай

Светится месяц

С кнопками телевизор

Получается: говорящий, а не попугай,

светится, а не месяц,

с кнопками, а не телевизор.

Что это?

Отгадка - мобильник.

Затем придумываем коллективную загадку, например про щенка. Описывая его свойства и действия. В результате получаем новую загадку и опыт составления загадок. А с теми, кому эта работа понравилась можно сделать книгу загадок в ходе проекта "Сам себе сочинитель".

Есть еще несколько моделей загадок, которые также можно вывести вместе с детьми:

На что похоже? Чем отличается?

.

Какая часть? У какого объекта есть такая часть?

.

Нами опробован и другой подход к составлению загадок, предложенный Нестеренко А. А. Это составление разных моделей существующих литературных загадок, и по этим моделям составление своих- авторских.

Например, составляем модель загадки:

"Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный",

Анализируем каждое слово загадки, определяя имя признака. Вот что получается:

Объект - Цвет- Вкус

Часть объекта - Цвет - Характер поверхности.

По этой модели составляем новые загадки: Сам зеленый и соленый, а детки - белые, гладкие. (соленый огурец)

Или "Само белое и сладкое, а шубка коричневая и бугристая (эскимо с орехами).

Таким же образом анализируется и любая другая загадка.

Если эта работа заинтересует ваших детей, можно попробовать вывести и другие алгоритмы: метафоры, лимериков, хокку, скороговорок, примет, или нелепицы. Их в ТРИЗ-технологии для развития речевого творчества с годами накопилось очень много.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Как составить литературную загадалку.

Загадалками мы называем загадочную фразу, которая содержит неопределенную информацию о сказочном герое, по которой нужно отгадать название сказки. Это трудная аналитическая работа. Так как в одной фразе содержится описание действия или характера (который тоже определяется действиями, и его результат. Сначала мы учимся отгадывать эти загадалки по определенному алгоримтму, который тоже выводим вместе с детьми. Воспитатель загадывает загадалку, и спрашивает, что непонятно в этой фразе, о чем хотите спросить.

Вот перечень загадалок, за разные годы составленный моими детьми:

1. Она очень хотела получить подарок, и из-за этого кто-то пострадал.

«Аленький цветочек»

2. Она заговорила с незнакомцем, и из-за этого пострадала ее семья

«Красная Шапочка»

3. Некто не выполнил поручение, и из-за этого случилась беда

«Волк и семеро козлят»

4. Он хотел увидеть свет, а увидел тьму

«Колобок»

5. Кто-то убежал из дома и из-за этого погиб

«Колобок»

6. Она была изнежена, и из-за этого удачно вышла замуж

«Принцесса на горошине»

7. Некто попался в ловушку, и поэтому нашел себе принца сердца

«Муха-цокотуха»

8. Некто был навязчивым и наглым, поэтому лишил чего-то соседа

«Заячья избушка»

9. Некто был умным и находчивым, и из-за этого сумел помочь своему хозяину

«Кот в сапогах»

10. Некто был очень гордым, и из-за этого пострадали земные жители

«Черная курица»

11. Некто своими руками, терпением и усердием спас своих близких

«Дикие лебеди»

12. Некто заснул на посту, и поэтому получил что-то необыкновенное

«Конек-Горбунек»

13. Некто был очень невнимателен и забывчив, поэтому произошло стихийное бедствие, которое накормило весь город

«Горшок каши»

14. Она не выполнила просьбу родителей, и поэтому ей пришлось есть то, что она не любит.

«Гуси-лебеди»

15. Некто был безрассуден и сговорчив, и из-за этого лишился жизни

«Снегурочка»

Отгадываем их с помощью любимой ТРИЗовской игры "Да-Нет" (см. в Приложении презентацию "Литературные загадалки")

Чтобы отгадать, кто этот Некто, надо разделить всех сказочных героев на большие группы. Так обычно мы детям предлагаем множество картинок со сказочными героями и начинаем их раскладывать каждый раз напополам. Сначала на две кучки: рукотворные (Снегурочка, колобок, Железный Дровосек, Лапоть, Соломинка, пузырь, Буратино и т. п.) и природные (все остальные). Затем рукотворных делим по материалу, из которого они изготовлены, а природных на людей и животных. Людей на мужчин и женщин, А животных на домашних и диких и т. д. Рисуем примерно такую табличку

После того, как дети научатся разгадывать, мы анализируем все разгаданные загадалки, и строим их модель.

Модель загадалки получается такой:

Кодирование объекта Его действия или характер Следствия из этого действия

Он, она, они, некто, некоторые, кое – кто Что делал, что делает, что будет делать?

Какой он преимущественно по характеру? Для одного объекта или группы объектов

По готовой модели дети составляют загадалки, выбирая себе объект для загадывания случайным выбором картинки (из перевернутых на столе, а потом загадывают другим. Сначала работают подгруппами, а затем самостоятельно. Работа эта вызывает огромный интерес у детей долгое время.

Как мы научились писать лимерики

Стихотворение - одна из форм монологического текста, которая способствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости и образности.

Исследователями детской речи установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия – это свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

В дошкольной практике воспитатели пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но сложившейся методики обучения дошкольников созданию стихотворных текстов в традиционной педагогике нет.

Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Это короткое стихотворение, как правило, состоящее из пяти строк. Лимерик пишется в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы, абракадабры). Рифмованные тексты этого жанра начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Сначала мы с детьми научились писать рифмованные тексты, а затем лимерики. Эта работа очень понравилась детям. И когда я познакомила детей с лимериками Э. Лира, которые очень понравились детям, и мы решили научиться писать такие веселые стишки. Так анализируя лимерики Э. Лира мы выяснили, что он рифмуется таким образом:

Первые две строчки между собой

Третья и четвертая строчки между собой.

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Модель наша выглядела так:

1 строчка Жил – был (объект)

2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

У Э. Лира:

Жил – был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями. У детей:

Жил да был медведь болотный

Был он добр, но очень мокрый

По болоту он ходил

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с игровых заданий и упражнений, которые проводятся в определенной последовательности.

Последовательность игровых заданий и упражнений по составлению рифмованных текстов

1. «Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д.); воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

Например: ребенок берет картинка с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Кряк».

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмы к разным частям речи.

Ход: воспитатель называет какое – либо слово определенной части речи, дети придумывают к нему рифму.

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифму той же части речи.

Например:

- называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;

- называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;

- называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;

- называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

3. «Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать, какую-либо рифмованную пару (лучше взять существительное) и начать сочинять рифму следующим образом «Жил – был кто – то, и был похож на что - то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Например: «Жил – был рак и был похож на мак».

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил – был мак и он был, как рак).

В качестве усложнения между словами «Жил – был» и объектом ставятся другие слова (жил – был веселый рак, и он часто смотрел на алый мак).

Эти игру лучше проводить с 4- летнего возраста.

4. «Составляем лимерики»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил - был - объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки, при этом вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в конце строчек. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Сочиненный стишок повторяется несколько раз.

Например:

Жила - была умная киска,

И очень любила сосиски.

Брала их из миски,

И меняла на редиски.

Вот ведь умная у нас киска.

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. По мере усвоения модели лимерика, дети самостоятельно сочиняют рифмованные тексты. Мы предлагали вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало «Если бы…., но не…»:

Если бы певунья - птичка

была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

А потом мы стали сочинять лимерики по разным поводам: то ко дню рождения, то про хорошие и не очень хорошие дела детей группы, а потом и в подарок на выпускной вечер про работников детского сада.

Жил – был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка

Не ела часто конфеточки,

То прыщики бы у нее не появлялись,

И сильно бы они не чесались.

Меньше надо есть сладкого Света.

Или про мальчика, который все-время отвлекается на занятиях:

Жил-был мальчик по имени Коля

Не любил заниматься он в школе.

Он всем-всем улыбался,

И на все отвлекался.

Вот такой всегда радостный Коля.

При составлении стишков не допускается унижение достоинства детей.

Как мы научились составлять хокку.

Сначала мы собирали разные хокку и хайку, анализировали их особенности, выясняли как их отличить от других видов литературного творчества. Так выяснили, что хокку считается особым видом поэзии, и отличается образностью и краткостью изложения мыслей автора и необычным построением по формуле 5-7-5. То есть в трехстишии, как правило, первая строчка состоит из 5 слогов, вторая из – 7, а третья опять из 5. Хотя впоследствии, мы нашли информацию о том, что не все авторы это выдерживают, так как при переводе с японского языка не учитывается длина слова, а передается его смысл.

На этом же этапе шло обучение детей делению слов на слоги разнообразными способами и составление фраз по схеме 5-7.

Потом мы разделили все найденные хокку на части по признаку темы, и попробовали понять, про что вообще пишут хокку. Из всех тем дети отметили красоту хокку о природе, и для своей работы определили именно эту тему.

Так родилась модель хокку:

1 строчка О - объект 5 слогов

2 строчка Д – действия или признаки 7 слогов

3 строчка В – необычный вывод 5 слогов

Дети попробовали по этой модели построить свои хокку, но получалось примитивно и очень длинно, никак не укладывалось в формулу 5-7-5, и выводы были неинтересными. Тогда мы начали обучение умению расшифровать наибольшее количество смыслов в составленных фразах по разным сюжетным картинкам. После того, как составлялись две фразы по содержанию картины, проводилась игра в виде аукциона - кто последний придумает самый необычный вывод по данному сообщению. После такой игры работа пошла быстрее, и стала доставлять особенное наслаждение, когда удавалось придумать интересные фразы.

На следующем этапе дети индивидуально придумывали свои хокку, проверяли количество слогов, подбирали родственные слова, когда не получалось говорить кратко и получали удовлетворение, когда все совпадало. О, это особенное удовольствие, когда необходимо перебрать множество слов, чтобы подобрать нужное, не только по смыслу, но и по количеству слогов! При совпадении дети аплодировали друг другу, и записывали мы только лучшие варианты. И тогда они решили их записать и сделать свою книжку. Вот некоторые из них:

1. Лето тоскует,

Корова еле идет.

Скоро осень.

2. Снежинки летят,

Блестят, радуют нас,

Будто подарки.

3. Мышонок ел сыр

Нагло, у нас на виду.

Придется убрать.

4. Яркое солнце

Заглядывает в глаза.

Спрячусь в очках.

5. В море медузы

Холодны и прозрачны.

Эй, не обожгись

6. Вот она весна

Неожиданно пришла.

Кучки принесла.

7. Прилетел снегирь,

Сел на ветку у окна.

Вестник мороза.

8. Развесил ветки

Зеленый могучий дуб.

Чувствую осень.

9. Ласков котенок.

Облизывает меня.

Как моя мама.

Моделирование мыслительных действий как основное педагогическое средство, способствующее развитию интеллектуально – творческих способностей ребенка является основным инструментом инновационной работы нашего коллектива. Модель, составленная самостоятельно ребенком позволяет осознанно и эффективно создавать речевые продукты.

Публикации по теме:

«Сказки ходят по свету» (творческое рассказывание, обучение детей речевой группы) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Консультация для педагогов «Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР» Консультация для педагогов "Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР" Материал в информационную папку для.

Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы» Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Консультация для родителей в детском саду «Обучение детей чтению» Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников. В наше время часто поднимается вопрос - когда и как лучше обучать ребенка чтению.

Обучение грамоте детей старшей группы в кружке «Знайка» Слайд 1. Рабочая программа кружка «Знайка» составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников.

Обучение основам чтения детей подготовительной группыОбучение основам чтения детей подготовительной группы Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Осенний праздник для детей коррекционной группы. «Лисица-почтальон» Осенний праздник для детей коррекционной группы. «Лисица-почтальон» Оборудование: 5 писем от Осени с рисунками (дождя, музыкальных инструментов,.

Открытое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы коррекционной направленности Задачи: 1. Закрепить знания детей о временах года, днях недели. 2. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи,упражнять в решении задач.

Проект для детей коррекционной группы «Откуда пришла книга»Проект для детей коррекционной группы «Откуда пришла книга» Проект для детей коррекционной группы «Колокольчики» "Откуда пришла книга"                                                              .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
  • Домашние животные
Автор публикации:
Консультация «Обучение детей коррекционной группы способам составления моделей речевых продуктов»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 09:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «День города Светлый — День рыбака»
В День города — День рыбака жители округа и его гости собрались на набережной морского канала. И даже дождь не помешал всем хорошо провести время! С утра...
Фотоотчет о веселом развлечении «Джунгли зовут!»
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут! » Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей. Она создает...
Развлечение для детей старшей группы «Быть здоровыми хотим»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. 2. Развивать коммуникативные...
Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»
Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление детского...