Получи документы

ОД Формирование целостной картины мира «Экологическое путешествие по родному краю» старшая группа

Елена Чурсина
ОД Формирование целостной картины мира «Экологическое путешествие по родному краю» старшая группа

Цель: формирование экологической культуры и самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

- познакомить с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека, экологи (люди, которые помогают природе);

- расширять кругозор за счет усвоения представлений об окружающем мире; - уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах;

- обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;

- формировать практические природоохранные умения;

– ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.

Публикация «ОД Формирование целостной картины мира „Экологическое путешествие по родному краю“ старшая группа» размещена в разделах

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;

– развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, зрительное сосредоточение, зрительную память;

Воспитательные задачи:

воспитывать гуманное отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;

– воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

Коррекционные задачи:

- ввести в активный словарь глаголы (журчит, бежит, шумит);

- развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи,

- развивать общую и мелкую моторику

Оборудование и материалы: карта маршрута с обозначенными остановками; модель «Живое»; ленты зеленого цвета; картинки (рыжая белка и серая белка, медведь, берлога, ласточка, дятел, сорока, теплые страны); картинки обитателей водоемов (рыбы, раки, насекомые, лягушки) и животных, обитающих возле водоемов, магнитная доска, ткань синего цвета для оформления реки; бросовый материал для оформления загрязненной речки, заготовки для кормушки, веревки, ленты, семена и сухие ягоры рябины, смешанные с мусором; проектор; экран; аудио-вставки (шума воды в реке,стук дятла, презентация.

Герой - Старик-Лесовик.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети сидят полукругом и смотрят фотографии на экране на тему: «Лето в моем детском саду», раздается сигнал и приходит электронное письмо.

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости. Вас ожидают очень интересные встречи и непростых ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Дорогу вам укажет карта. Старик Лесовик».

Воспитатель: -Сейчас распечатаем карту. (достает заготовленную карту)

Дети знакомятся с картой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: «Речка», «Лес», «Мастерская Лесовика».

Воспитатель. - Ребята, давайте отправимся в путешествие. Чтобы нам было весело в пути, повторим чистоговорку:

«Ём-Ём-Ём - в путешествие идем

реки, горы и поля – все любимые края» СЛАЙД №2

Звуки журчащей воды.

Воспитатель. Как вы думаете, что это мы слышим?

Ответы детей. (вода, река, ручей)

- Правильно – это первая остановка – «Река».

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят. (СЛАЙД №3)

Ответы детей. (Это река. В реке течет вода. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие)

Воспитатель. - А какая реки протекает у нас в Ельце?

Ответы детей. (Сосна, Ельчик)

Воспитатель. – Верно. Расскажите, ребята, а кто живет в наших реках?

Ответы детей. В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке приходят животные, прилетаю птицы напиться воды.

(Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций на СЛАЙДЕ №4).

Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель «живое» и расскажем, что мы знаем, определим, где живой объект, а где неживой.

Работа с моделью «Живое».

Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают, что означает схема.

(Рассказ сопровождается выкладыванием на магнитной доске модели «живое»).

Все живые существа дышат – изображение носа;

питаются – изображение тарелки;

растут – изображение дерева низкого и дерева высокого;

передвигаются – изображение ног птицы;

размножаются – изображение цыпленка и курицы.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием!

В мире огромном,

В мире прекрасном,

В маленькой речке

Под солнышком ясным

Рыбы и раки,

Жуки – плавуны

Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.

– Но что это в нашей реке?

Ответы детей.

Воспитатель. – Ребята, когда природу загрязняют - это называется экологической катастрофой. Посмотрите на экран. Вы видите, какая беда может случиться с нашей природой. (СЛАЙД № 5,6,7 - изображения мусорной свалки, лесных пожаров, разлива нефти).

– Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему?

Ответы детей.

Воспитатель. – Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора. Кто-то из вас будет держать пакеты, а кто-то наденет перчатки и соберет мусор (дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты).

Воспитатель. - Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами нашего родного края. Я поздравляю вас и хочу прикрепить вам специальные отличительные знаки – зеленые ленточки.

– А как вы думаете, почему ленты зеленого цвета? (Рассуждения детей).

Педагог прикрепляет детям ленты.

– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.

Слышится шум воды, пение птиц (СЛАЙД № 8 - изображение реки).

Воспитатель. - Ребята, что вы слышите?

- Это речка благодарит вас за помощь. Как можно сказать о реке – что делает река?

Ответы детей (журчит, течет, переливается, бежит).Теперь вы можете вернуть её обитателей в чистую речку. (Дети берут картинки обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).

Воспитатель. Друзья, нам пора в путь.

– Давайте внимательно посмотрим на карту и отправимся дальше по нашему маршруту.

Динамическая пауза. (движения в соответствии с текстом)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп!

Немного отдохнем

И дальше весело пойдем!

Дети идут в уголок леса. (СЛАЙД №9. - изображение осеннего леса).

Воспитатель.

- Ребята, какое время года вы здесь видите? (осень).

Воспитатель. – Дети, докажите, что это осень.

Ответы детей.

Воспитатель. Какое время года наступит за осенью? (зима) Посмотрите внимательно на наш лес: все ли готово к зиме? (на слайде на фоне зимнего леса - медведь, рыжая белка, ласточки, серый заяц, дятел, ворона).

СЛАЙД №10

Что здесь не так?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, исправьте ошибки: объясните, почему нельзя встретить в зимнем лесу рыжую белку, серого зайца, медведя, ласточку – что с ними происходит? И подберите пару к картинкам.

Рассуждения детей. Белка летом рыжая, а на зиму белки меняют шубку на серую, медведь ложится спать в берлогу, заяц тоже меняет цвет шубки на белый, ласточки улетают в теплые края, потому что питаются мелкими насекомыми, а зимой насекомые исчезают. (одновременно дети выставляют напротив рыжей белки – серую белку, напротив медведя – берлогу, напротив ласточки – теплые страны и т. д.)

Воспитатель. Дети, вы все правильно сделали, но в нашем зимнем лесу еще остались птицы. Назовите их. (дятел, сорока).А почему эти птицы не улетели в теплые края?

Ответы детей.

Воспитатель. – Не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

Воспитатель. – Скажите, каких зимующих птиц вы узнали?

– Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.

– А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Воспитатель с детьми делает заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Раздается стук дятла.

Воспитатель. Что это за звуки? Дети, кто может издавать такой звук (дятел)

Я думаю он просит о помощи…

Появляется Старик – Лесовик. Здравствуйте, ребята, я – Старик-Лесовик. Очень хорошо, что вы откликнулись на мое приглашение, а то я ничего не успеваю.

Воспитатель. А что случилось?

Лесовик. Ну как же, зима на носу, скоро снег выпадет и птицам тяжело будет добывать корм, слышали дятел просит помочь птицам с кормом.

Воспитатель. Дети, как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки, насыпать корм в кормушки)

Лесовик. Правильно. Я хочу вас пригласить в свою мастерскую. Знаете, что это такое? (ответы детей)

СЛАЙД №11 - мастерская Лесовика.

Лесовик. Я уже все при готовил. (показывает на коробки от сока, пластиковые бутылки с прорезанными отверстиями и семена, смешанные с мелкими камешками и мусором. Надо привязать веревки и ленточки к моим заготовками перебрать семена, убрав мусор.

-Ну что, справитесь?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили, (Ладони сложены домиком,

Мы столовую открыли. Ладони открываются и закрываются как ворота,

Воробей, снегирь – сосед, Ладони имитируют движения крыльев,

Будет вам зимой обед. Ладони обеих рук соединены, пальцы попеременно соединяются и разъединяются)

Продуктивная деятельность. Часть детей привязывает веревочки и ленточки к коробкам, а часть выбирают мусор из тарелок на которых разложены семена и сухие ягоды.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

Лесовик. - Молодцы, хорошо потрудились. Кормушки получились прочные и корм быстро перебрали. Возьмите эти кормушки с собой – повесите их на участке детского сада, насыпьте в них корм - так вы спасете птиц от зимнего голода.

СЛАЙД №12 - изображение птиц на кормушке.

Воспитатель. –Вот спасибо, наши птицы я думаю будут очень довольны! А вам мы с ребятами еще сделаем кормушек и пришлем посылкой. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовик. Я вам покажу короткий путь: надо только сказать волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад хотим опять!»

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.

Что вам больше всего понравилось в нем?

Кому мы помогли?

А что означают зеленые ленточки у вас на груди?

Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.

А сейчас мы приготовим корм и на прогулке развесим кормушки для птиц.

Публикации по теме:

«День единства поколений». Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе Организованная образовательная деятельность по теме: «Единство поколений» Программные задачи: 1) Познакомить детей с героическим прошлым.

Фотоотчёт занятия по формированию целостной картины мира «Купаем куклу Машу» (младшая группа)Фотоотчёт занятия по формированию целостной картины мира «Купаем куклу Машу» (младшая группа) Цель: Создать у детей эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности; Воспитывать культурно-гигиенические навыки; Воспитывать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему «Домашние животные» (вторая младшая группа) Формирование целостной картины мира. Тема: «Домашние животные». 2 младшая группа. Цели: обобщение и систематизация знаний о домашних животных;.

Конспект НОД формирование целостной картины мира для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Зима» Цели: познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму с другими времена года. Задачи: 1. Расширять словарь по теме «Зима». Уточнять.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Бабушкино подворье» (вторая младшая группа)Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Бабушкино подворье» (вторая младшая группа) Цели: Закрепить представления детей о некоторых домашних животных (корова, коза, лошадь, курица, свинья, кошка, собака, их образе жизни,.

Конспект ОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) «По тропе нашей малой Родины» Дошкольное отделение «Улыбка» ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского с. Елховка Воспитатель Курунтяева Е. В. Конспект ОД: Познавательное развитие.

Конспект открытого занятия в средней группе по формированию целостной картины мира «Путешествие паучка» Путешествие паучка. Конспект по познавательно-речевому развитию детей в средней группе. Цели: Образовательные: закрепить обобщающие понятия.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Новый год» (старшая группа) Конспект по формированию целостной картины мира. Тема: Весёлый праздник Новый год. Задачи: Познакомить детей с обычаями празднования Нового.

НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Виртуальное путешествие в мир профессий» Цели: - образовательные: актуализировать знания детей о приметах зимы в природе, познакомить с орудиями труда, профессией дворник; - развивающие:.

Тема: «Растения-рекордсмены» (Формирование целостной картины мира) Интеграция образовательных областей: «Познание»(ФЦКМ, «Коммуникация»,«Социализация» Задачи приоритетной образовательной области: Систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД Формирование целостной картины мира «Экологическое путешествие по родному краю» старшая группа
Опубликовано: 29 мая 2016 в 11:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД