Наталья Зворыкина
ООД в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Закрепление знаний об основных чувствах человека»
Цель: закрепить знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)
Задачи:
1. образовательные:
- обобщить знания об органах чувств человека;
- уточнить, какое значение для человека имеют слух, вкус, зрение, обоняние, осязание;
- обобщить правила по безопасности и уходу за органами чувств;
- формировать у детей адекватное представление о роли органов чувств в жизни людей;
2. развивающие:
- продолжать развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей;
Публикация «ООД в подготовительной группе по экологическому воспитанию „Закрепление знаний об основных чувствах человека“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- дать основы самоанализа и саморегуляции;
- продолжать развивать творческие способности и познавательные интересы детей;
- способствовать развитию уверенности детей в себе, самостоятельности, активности, любознательности;
3. воспитательные :
- продолжать воспитывать потребность быть здоровыми ;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- продолжать воспитывать бережное отношение к своему организму, ценить свое здоровье;
Материалы и оборудование к занятию:
- картина с весенним (летним) пейзажем;
- рисованные домики. 5 штук;
- фигурка королевы;
- набор свечей,
- аудиозаписи;
- морские раковины;
- набор музыкальных инструментов; (бубен, металлофон, колокольчик, погремушка, барабан, трещотка)
- набор предметов для игры «Угадай на ощупь»; («волшебный мешочек», в нем груша, огурец, линейка, мячик, грибок, машинка, заколка, банан и т. д.)
- баночки с кусочками продуктов для игры «Определи на вкус» (лук, чеснок, апельсин, лимон, банан, шоколад).
Ход занятия :
В. : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Тридевятое Царство, в Тридесятое Государство. Полетим мы на ковре – самолете в сказочную страну, где находится Город Чувств.
Согласны?
Дети: Да, ….
В. : Но, прежде, скажите, какие чувства есть у человека?
Дети: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
В. : Правильно!
В сказочной стране правит Королева Эмоция. А вы знаете, что значит имя королевы?
Дети : да \ нет.
В. : Эмоция - это душевное переживание, чувство.
В. : Королева Эмоция очень добрая и справедливая, умная и красивая; она заботиться о своем народе, а в трудных ситуациях ее выручают ее помощники – чувства, и не только ее, но и всех жителей этой страны.
Хотите, ребята, познакомится с ее помощниками?
Дети: да!
В. : Итак садитесь на ковер и в путь отправляемся!
(звучит спокойная музыка, зажигаются свечи, дополнительно украшается группа, дети расслабляются и мысленно переносятся через огромное расстояние в Сказочную страну)
В. : Открывайте глазки. Вот мы и прилетели в Город Чувств! А вот и наши гости ждут нас в своих домиках. Посмотрите вот домик, в нем живет Зрение.
«Видишь - солнечное лето,
На цветочке стрекоза.
А рассматривать предметы
Помогают нам …. глаза.»
В. : (показывая, картину с весенним (летним) пейзажем) Посмотрите на эту картину и найдите предметы, похожие на круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
В. : Молодцы, вы справились с моим заданием! А кто вам помог?
Дети : Глаза.
В. : Ребята, скажите пожалуйста, а зачем людям глаза нужны?
Дети : ….
В. : Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы они хорошо видели о них нужно заботиться и делать специальную гимнастику для глаз.
Проводится комплекс зрительной гимнастики.
1. На 3 – 5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть их. Повторить 6 – 8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10 – 15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7 – 10 секунд.
3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на предварительно закрытые глаза на 30 – 40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.
В. : Молодцы! Идем дальше! В этом доме живет Слух!
«Не гремите, тише – тише,
Пожалейте ушки!
И тогда в тиши услышим
Моря шум в ракушке.»
(дети по очереди прикладывают к уху большую морскую раковину)
В. : Что вы услышали?
Дети: звуки моря, шум волны…
В. : Встаньте, поднимите руки вверх, опустите, поднимитесь на носочки, присядьте на корточки, встаньте, сядьте на свои места.
Почему вы это делали?
Дети : Потому что услышали, что вы сказали.
В. : Чем вы услышали?
Дети : Ушами.
В. : Правильно, ведь уши это первые помощники слуха. А вы знаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?
Дети:…
В. : Давайте поиграем.
Проводится игра «Узнай по голосу»
Все дети встают в круг, водящий в центр круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят :
Настя, ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Глаза быстрее закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен по голосу определить, кто его позвал.
Проводится игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Воспитатель выкладывает на стол бубен, гусли, металлофон, губную гармошку, колокольчик, погремушку и поочередно играет на инструментах. Дети, сидя спиной к столу, пытаются на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.
В. : Умники! Поворачивайтесь ко мне, мы путешествуем дальше.
Это домик Обоняния.
Запах супа из кастрюли
Так щекочет нос.
Аромат цветов в июле
Ветер нам принес.
В. : Кто помогает нам уловить, почуять запах?
Дети : нос.
В. : А зачем нам нос нужен?
Дети :….
В. : как нужно заботиться о носике, чтобы он нас не подводил?
Дети :….
В. : Давайте сделаем дыхательную гимнастику,
Проводится дыхательная гимнастика :
1. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
2. подышать носом в ускоренном темпе в течение 30 секунд.
3. вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот.
В. : Давайте поиграем в игру, которая называется «Узнай по запаху». Проводится игра «Узнай по запаху».Детям предлагается с закрытыми глазами по запаху определить,что находится в баночках. (лук, чеснок, апельсин, банан, шоколад, лимон)
В. : Молодцы! А теперь поспешим дальше в гости к осязанию!
Правда, мишка очень милый?
Мягкий, мягкий вот погладь!
Не такой, как это мыло,
Что из рук скользит опять.
В. : Скажите мне пожалуйста, а кто помогает Осязанию?
Дети: руки, ноги, пальчики, тело, голова ….
В. : Давайте поиграем и проверим, сможем ли мы узнать друг друга на ощупь?
Проводится игра «Жмурки».
Проводится пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать,
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
В. : Ребята, а вы сможете угадать предмет на ощупь?
Дети : ….
Проводится игра «Угадай на ощупь» (если есть время).
Дети на ощупь с закрытыми глазами попытаются угадать, что за предмет у них в руках.
(воспитатель заранее приготавливает предметы для этой игры : мячик, ложка, огурец, линейка и т. д.)
В. : Молодцы, вы все правильно угадали. Пошли дальше; в этом домике живет Вкус
«Лимон кислее, чем арбуз,
Ты это понял вмиг.
И сладкий вкус, и кислый вкус
Распробует …. язык!»
В. : Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (кислым, соленым, горьким)?
Дети: приводят примеры.
В. : посмотрите на эту иллюстрацию, здесь показано, какая часть языка какой вкус узнает.
В. : Давайте поиграем в игру «Определи на вкус»?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты : яблоко, банан, морковь, печение, конфеты;
В. : все вы определили, а сейчас давайте поиграем с язычком, сделаем для него гимнастику.
Проводится артикуляционная гимнастика.
«Холодно – жарко». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5, спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3 – 5 раз.
«Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком вверх – вниз. Повторить 8 – 10 раз.
«Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо, пытаясь нарисовать букву «О». Повторить 8 – 10 раз.
«Лошадка». Поцокать языком.
В. : По цвету языка врачи определяют, болен человек или нет. У здорового человека язык розовый и гладкий.
В. : Вот мы и побывали в гостях у всех чувств, которые помогают всем: Королеве Эмоции, ее жителям и нам, простым детям и взрослым. А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте закроем глаза и вернемся в свою группу. (дети закрывают глаза и мысленно переносятся назад в детский сад)
В. : вот мы и вернулись в свою группу. Скажите, где мы с вами побывали, что увидели?
Дети :….
В. : Правильно, мы еще раз вспомнили и поговорили об органах чувств, наши помощниках.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья!
(Дети говорят друг другу добрые пожелания и занятие заканчивается)
.