Папки-передвижки

Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

Виктория Тюкавкина
Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

«Формирование навыков здорового образа жизни

у старших дошкольников»

Составила: Воспитатель

Тюкавкина Виктория Викторовна

Описание опыта работы по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым :

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо.

Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников» размещена в разделах

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Следует отметить - отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию навыков здорового образа жизни.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть.

Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечали - нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из ответов видно, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. п.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что для воспитания у детей навыков здорового образа жизни необходимо наличие четырех условий:

Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у ребёнка навыков здорового образа жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ - Безопасность.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель:

Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья.

2. Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

3. Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье.

4. Обогащать знания детей о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

5. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования навыка здорового образа жизни у детей в детском саду и дома.

Для реализации поставленных задач в нашем дошкольном учреждении имеются следующие условия: музыкальный, физкультурный зал, физкультурный уголок в группе, экологическая зона, где расположен уголок природы, уголок познавательно – исследовательской деятельности и уголок релаксации, медицинский кабинет, физкультурная и прогулочная площадка на улице со спортивным комплексом и спортивными малыми формами, в методическом кабинете и в группе имеется достаточное наличие программно - методических, игровых пособий и атрибутов для освоения темы самообразования.

В своей практической деятельности мною были использованы различные методические приемы: беседы и конструктивный разговор; заучивание и рассказывание стихотворений, потешек, считалок; моделирование различных игровых моментов; решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, плакатов; составление рассказов, сказок и др.

Формы работы : наблюдения, физкультурно – оздоровительные и спортивные развлечения, праздники и досуги совместно с родителями; сюжетно-ролевые и дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; утренние гимнастики, физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия, хореография; прогулки, экскурсии, походы; динамические паузы: пальчиковая и дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, физкультминутки и физкульт - паузы, экотренинги, пальминги для глаз как во время образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

1. Образовательная деятельность в рамках занятий по Безопасности на темы: «Полезная и вредная пища», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».

2. Совместные тематические познавательно – экологические и физкультурно – оздоровительные мероприятия : игровое развлечение «Цветут цветочки у нас в садочке», развлекательно-познавательная игра «Аптека в природе», театрализованная игра с элементами ОЭД «Водичка, водичка, умой мое личико», оздоровительная досуговая игра «Путешествие Смешариков», спортивное развлечение «Там на неведомых дорожках», игра-путешествие «Туристы», познавательно – экологический досуг «В гостях у леса», на которых все участники получили заряд бодрости и позитивного настроения.

3. Дидактические игры: «Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода - это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».

3. Подвижные игры на прогулках: Краски (бег, ловля, Охотник и зайцы (метание, ловля, Космонавты (бег, Белые медведи (бег, ловкость, Совушка (бег, лазанье, равновесие, Коршун и наседка (бег, ловкость) и др.

3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков и навыков самообслуживания, этикета, норм и правил поведения в обществе: в магазине, на дороге, в лесу, дома, в детском саду.

4. Проведение оздоровительных мероприятий – это все динамические паузы.

Работа по взаимодействию со специалистами дошкольного учреждения заключалась в следующем:

На протяжении всего 2016 – 2017 учебного года совместно с медицинской службой, воспитателями по ФИЗО, по хореографии, педагогом - психологом следили за состоянием здоровья детей, информировали родителей о профилактике заболеваний, о значении здорового образа жизни.

Работа с родителями осуществлялась в рамках:

1) индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

2) информационных закладках о ЗОЖ в родительском уголке и на странице нашей группы на сайте ДОУ;

3) совместные детско – родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада «Сила спорта», спортивный досуг «А, ну-ка, папы!», Папа, мама, я –спортивная семья!» и др.

Главный фактор здорового образа жизни – это правильное питание, которое обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма ребёнка, а также сохранение его здоровья.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы привело к тому, что дети стали закалёнными и меньше болели.

В психологии положительные эмоции считаются более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поэтому в своей работе я чаще использовала поощрение, похвалу. В результате этого у нас с детьми появились и окрепли дружелюбные отношения, дети стали внимательнее относиться друг к другу, у них сформировалось понятие «не вреди себе сам».

Таким образом, совместными усилиями специалистов, педагогов и родителей у детей проявились ценностные ориентиры в познании окружающей действительности. Помимо этого, дошкольники научились продуктивно взаимодействовать друг с другом, слушать других и в приемлемой форме выражать свое отношение к их предложениям, но главное — бережно относиться к здоровью своему и своих близких.

В ходе изучения темы была изучена и проанализирована методическая литература:

1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.

2. Багичева Н. В., Томилова С. Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства : традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с. 3.

3. Стожарова М. Ю., Полтавцева Н. В., Краснова Р. С. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Библиотека воспитателя 2013.

4. Бердыхова Я. П. Папа, мама, занимайтесь со мной: Пер. с чешского. - М. : Просвещение, 2010-62с.

5. Брег П. С. Системы оздоровления. - М. : ТЦ Сфера, 2009 - 64с.

6. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011.-242с.

7. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М. : АРКТИ, 2011. - 64с.

8. Фомина Н. А. Формирование здорового образа жизни. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. - № 1-75 -79 с.

9. Интернет – источники: «Самообразование : с чего начать?» human-life.narod.ru›files/06_1.html

Публикации по теме:

Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Статья на тему: Формирование безопасного образа жизни у старших дошкольников Формирование безопасного образа жизни в детском саду в основном.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Презентация «Формирование здорового образа жизни дошкольников» Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального.

Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2017 – 2018 учебный год. С детьми среднего дошкольного.

Семинар «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий» СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий" Цель:.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников. Викторина «Азбука здоровья» Викторина «Азбука здоровья». Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников Викторина «Азбука здоровья» (по формированию ЗОЖ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 15:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД