«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы

Тамара Посохова
«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы

Информация об опыте

Тема опыта: Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Условия возникновения опыта

«В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н. Поддьяков

Условия жизни, нравственная и познавательная атмосфера, в которой живет ребенок в детском саду, целиком и полностью определяют складывающийся индивидуальный опыт ребенка, его представления о себе и своих возможностях. Осознание различных способов контакта с окружающим, расширение чувственной сферы, мыслей и действий, развитие опытно-исследовательской деятельности особенно важно для старших дошкольников, так как они испытывают потребность в активной преобразующей деятельности.

Экспериментирование служит средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах - песке, воде, куске пластилина, воздушном шарике.

Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают - накапливается. В старшем дошкольном возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом.

В ходе первичной диагностики выяснилось, что дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых. Им недоставало необходимых знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал, прийти к правильному умозаключению, доказать свою точку зрения.

На этой почве и возникла идея становления данного опыта. В экспериментировании использовались разработанные упражнения и проблемные ситуации для самостоятельного и совместного со взрослым экспериментирования.

В группе создали все условия для организации педагогического процесса по опытно- экспериментальной деятельности. Имеется в наличии

«Экспериментальный уголок» или исследовательский центр, где дети проводят простейшие опыты с водой, снегом, воздухом, почвой: наблюдают влияние почвы на рост и развитие растений и т. д.

Предлагаемая технология носит вневозрастной характер, так как актуальность вопросов, которые в нее включены, имеют свою значимость на всех этапах дошкольного детства.

Актуальность опыта

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, но и как поиск самостоятельно приобретенных знаний или под руководством взрослых. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование играет большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются в игровых приемах.

Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Таким образом, учитывая эту особенность, строим свою работу с детьми на основе поиска оптимальных форм и методов ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира через детское экспериментирование. Ведь круг познания старших дошкольников достаточно широк.

Мы ставим перед собой задачу постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к детскому экспериментированию, воспитания любви к природе, бережного обращения с ней.

Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с 2008 учебного года.

I этап - подготовительный (сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г.)

Задачи:

1 этап – диагностический:

сбор информации по проблеме,

проведение диагностики,

изучение и анализ исследовательских трудов ученых

II этап - практический (октябрь 2008 г. — октябрь 2009 г.)

Задачи:

2 этап – практический:

разработка проектов,

проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по детскому экспериментированию,

корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

III этап – заключительный (ноябрь 2009 –ноябрь 2010г.)

Задачи:

3 этап – обобщающий:

итоговая диагностика развития творческой, исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования, оценка результатов.

обобщение, анализ результативности опыта;

оформление материалов из опыта работы.

Мониторинг диагностических материалов показал положительный результат, который достигается в течение данного времени.

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Это занятия, индивидуальная работа, опыты.

В систему и методику работы с детьми также входит: перспективное планирование, дидактический материал: пособия, игры, схемы, таблицы,

природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).

Новизна опыта

Практическая новизна опыта состоит в том, что в нем предложена апробированная система работы по организации детского экспериментирования.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемой исследовательской деятельности занимался и М. В. Кларин. Изучая инновационные модели обучения за рубежом, он пришел к выводу, что распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Технология опыта

1. Постановка целей и задач.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –

действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.

Вот на этом и основан мой опыт работы по детскому экспериментированию.

Цель: развитие творческой исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи: -создать предметно-развивающую среду для детского экспериментирования в группе

сформировать навыки совместной деятельности между детьми

стимулировать проявление умений и навыков совместной деятельности (умений договариваться, оценивать результат, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сформированных в процессе организованных занятий.

воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества, уважения к старшим.

Наша главная задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть ребенка к творческой деятельности и создать специальные условия, способствующие этой деятельности. На первом этапе мы создали специальную предметно –пространственную среду.

Это мини – лаборатория, которая включает в себя:

1. уголок для опытно – экспериментальной деятельности.

- коллекции злаковых, насекомых, коры деревьев, песка, глины;

- приборов, микроскопы, лупы, зеркала, магниты, термометры, цепь, веревки, часы песочные, глобус, лампа, фонарики, губки одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, клей, пипетки, соль, сахар, мука, воронки, лопатки, формочки, сита;

- материалы природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, крупа);

бросовые (пробки, палочки от мороженого, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля);

неструктивный материал (песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт).

2. уголок для наблюдений за живым и неживым объектом.

- комнатные растения разных видов (фикус, герань, кактус и т. д.)

- животные (ежик, хомяк, черепаха)

- птица (попугай волнистый, куры)

- водные животные (черепаха, рыбки в аквариуме,

- огород в разные времена года и разных видов

(на окне, в деревянных ящиках,

- объекты экологической тропы,

- уголок лекарственных растений,

- злаковые культуры.

3. уголок для выставок.

- различные коллекции

- экспонаты

4. уголок моделирования - это уголок, где находятся разнообразные виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические, организуется моделирующая деятельность дошкольников. Здесь размещаются глобусы разных размеров, календарь погоды, карта Белгородской области — с помощью данной модели предоставляется возможность научить детей ориентироваться в расположении объектов природы, территориальном расположении почв, увидеть особенности сельского хозяйства края.

5. уголок творчества - это специально отведенное место, где дети вместе с педагогами, родителями и самостоятельно участвуют в изготовле-нии атрибутов для игр, поделок из природного материала.

6. книжный уголок - это элемент предметно-развивающей среды, где размещается энциклопедическая, художественная литература, подобранны экспозиции картин, открыток, иллюстраций в соответствии с изучаемой темой. Дети знакомились с познавательными книгами, детскими энциклопедиями.

На следующем этапе уточнялись представления детей о свойствах и качествах материалов, дети включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к самостоятельному экспериментированию. Они осваивали действия по преобразованию различных материалов и веществ (вода, глина, песок и т. д.) Знакомились с приборами, которые могли им понадобиться в процессе экспериментирования (термометр, зеркало, лупа) и другие.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Дошкольники учились на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенок получал возможность удовлетворить присущую ему любознательность. (Почему? Зачем? Как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

2-3. Организация воспитательного процесса, содержание образования.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, от правильно спланированной работы.

Для успешного проведения любого опыта мы ставим следующую цель: познать окружающий мир с помощью экспериментирования.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:

• формировать практические навыки и умения у детей в процессе выполнения эксперимента,

• воспитывать у детей гуманное отношение к природе,

• поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Материалы для организации детского экспериментирования собираем вместе с родителями. Это- прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма (стаканы, ковшики, миски, бутылки, мерные ложки).

- воронки разного вида

- формы для изготовления льда, контейнеры для яиц

- резиновые

перчатки

- пипетки

- прихватки, пинцеты

- стекла увеличительные, микроскоп, пробирки и д. р.

- часы песочные и механические

- календари

-бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

- фартуки. Во время занятий экспериментированием учим детей: принимать и ставить цели;

видеть и выделять проблему

решать проблемы

анализировать объект или явление;

выделять существенные признаки и связи;

сопоставлять различные факты;

выдвигать гипотезы, предположения;

отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

осуществлять эксперимент;

делать выводы.

Далее шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов. Дошкольники активно участвовали в исследованиях и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов совместно со взрослыми.

Предлагалась проблемная ситуация, ставилась цель, совместно с детьми определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила выделять последовательность действий, отражать их в речи. (Что мы делали? Что получили? Почему) Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отобразить ход и результаты опыта. Затем предположения и результаты сравнивали, делали выводы.

В ходе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, составлять алгоритм, фиксировать этапы действий.

По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали алгоритм действий. Дети активно участвовали в любом предложенном эксперименте, самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Так в ходе исследования они узнали, что магнит обладает способностью притягивать к себе различные предметы, увеличительные стекла увеличивают или уменьшают предметы, вода может быть в виде жидкости, пара, льда, резина может растягиваться, а затем снова принимать первоначальную форму.

Были проведены такие темы занятий как «Лед и пар», «Почему вода льется?», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», «Как увидеть пар», «Почему летит мыльный пузырь», «Как увидеть воздух» и многие другие. Наличие разных материалов позволяло расширять поле самостоятельной исследовательской деятельности детей. Дети проявляли желание экспериментировать дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях.

Результативность опыта

В процессе исследовательской деятельности к старшему возрасту, дети приобрели опыт:

Физический:

управляют своим телом и определенными органами.

Природоведческий:

знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

Социальный:

запоминают индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

Познавательный:

тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.

Лингвистический

занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры,

т. е. экспериментирует со словом.

Волевой:

запоминают, как он сам может влиять на других людей.

Личностный:

узнают свои личностные возможности.

Поведенческий:

моделируют свое поведение в различных ситуациях.

Библиографический список

1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. ,1999.

3. Перелъман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

4. Плешаков АА. Что меня окружает?: Альбом-задачник. М., 1996.

5. Покидаева Т. Ю. Загадки дикой природы. М., 1999.

6. Своллоу Сю, Стефенс М. Юный натуралист: Мир ручьев, прудов и рек. М., 1997.

7. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. М., 1983. 8. Смирнов ЮМ. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Смирнов ЮМ. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10. Смирнов Ю. И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

11. Хершельман Г. Кто есть кто?: Птицы. М., 1997. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Публикации по теме:

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» [Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"Информация об.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». Описание опыта работы
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 21:44
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...