Папки-передвижки

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»

Наталья Рухля
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»

Рухля н.  с. :
Круги Луллия в работе логопеда
Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.

Публикация «Опыт работы „Использование ТРИЗ-технологии „Круги Луллия“ в логопедической работе“» размещена в разделах

В практике нашего дошкольного образовательного учреждения педагоги уделяют большое внимание творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. В настоящее время основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом развитии становится его самореализация в социуме. Поэтому в условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Но, помимо этих задач, важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения.

Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.

Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии – круги Луллия.

Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.

Почему эта проблема заинтересовала меня?

1. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

2. С помощью этого пособия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез).

3. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН.

В связи с этим я разработала проект «Использование кругов Луллия в речевом развитии детей логопедической группы». (Приложение 1)

Цель проекта:

Разработать систему работы по речевому развитию детей логопедической группы с использованием «Кругов Луллия».

Задачи проекта:

1. Изучить педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Составить план работы с использованием «Кругов Луллия» по предметным темам в логопедической группе.

3. Подготовить практический материал для использования в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

В результате практической деятельности по проекту мною были созданы:

- комплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия (Приложение 2);

- конспекты индивидуальных занятий с применением дидактического пособия «круги Луллия» (Приложение 3);

- разработаны консультации для родителей логопедической группы;

- обобщен и распространен опыт работы по теме «Игры с кольцами Луллия для развития речи».

В итоге работы мною выпущены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей по применению пособия «Круги Луллия». (Приложение 4)

Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• формировать структуру предложений;

• совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся:

• на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;

• на занятиях по развитию речи;

• игровой деятельности вне занятий;

• в самостоятельной деятельности детей;

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

• логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

• логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

• логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

• логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Наряду с традиционными методами, предлагаемый метод помогает совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.

Сравнительные показатели состояния устной речи воспитанников логопедической группы, позволяют утверждать, что использование в коррекционно-логопедической работе адаптивных методов и приемов ТРИЗ позволяет сократить сроки коррекции речи у воспитанников и повысить результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.

Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Итак, методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Я убеждена, что адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в работе с детьми дошкольного возраста. «Я слышу — и я забываю, я вижу —.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование технологии ТРИЗ на занятиях в подготовительной группеИспользование технологии ТРИЗ на занятиях в подготовительной группе Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, методов морфологической таблицы, и работа над силой воли, духа.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию опыт работы нашего учреждения по использованию элементов методики Базарного. Сегодня.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Методическая разработка «Волшебные кольца» (круги Луллия)Методическая разработка «Волшебные кольца» (круги Луллия) Для проведения открытого занятия на тему"В гостях у сказки" с использованием технологии ТРИЗ, я сделала пособие из пластинок по методу Р. Луллия.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современное общество предъявляет новые требования к уровню образования подрастающего поколения. Согласно ФГОС дошкольного образования, одной.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе»
Опубликовано: 31 января 2017 в 14:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД