ОЛЬГА ОЛАР
Опыт работы на тему «Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи»
Содержание
1. Актуальность опыта
2. Теоретическая база опыта
3. Ведущая идея опыта
4. Технология опыта
5. Результативность опыта
6. Библиографический список
7. Приложение
Актуальность опыта
Публикация «Опыт работы на тему „Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации : раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи, с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Теоретическая база опыта.
В настоящее время обществу необходим активный человек с высоко-развитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные проблемы.
Как утверждают педагоги и психологи (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склон-ностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Современные исследователи И. С. Кон, А. В. Мудрик, С. А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:
• адаптации к социальному миру;
• интеграции и принятия социального мира как данности;
• дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта, персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).
Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество А. В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации : «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду». Исследователи дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова) и др. подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с большинством психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно, полагают ученые (А. В. Мудрик, М. И. Лисина) необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.