ОЛЬГА ОЛАР
«Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых благоприятных социальных условий для полноценного развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка
Публикация «„Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи“ (продолжение)» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.
Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Технология описания опыта
Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.
Мною были определены следующие задачи:
• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.
• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
• Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.
В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:
• неуважительное отношение к именам сверстников;
• неумение отстаивать свою точку зрения;
• незнание детьми своих прав;
• неумение вести себя в конфликтной ситуации;
• неумение давать оценку своим поступкам;
• неуважение к результатам труда людей;
• непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.
Методика «Детский сад» целью, которой является проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада, показала:
Исходный уровень психологической комфортности
пребывания детей в группе детского сада методика «Детский сад»
Проанализировав Методику «Детский сад» (приложение№1, можно сделать вывод, что дети и родители нуждаются в помощи. И выявление наличие этих проблем, позволило мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми.
Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
начало года конец года
Исходный уровень психологической комфортности
пребывания детей в группе детского сада методика «Рисунок семьи»
Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором последовательно определили этапы работы с детьми.
Мы начали свою работу с НОД (непосредственной образовательной деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры); воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно, развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием была проведена предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад».
В процессе проведения образовательной деятельности воспитывали уважение к труду взрослых, формировали положительное отношение к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по доброму, называть друг друга ласково. Использовали: игровое упражнение «Составь семью». Детям предлагались фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально прожить ее. НОД «Дружная семейка», было продолжением предыдущего.
Во время формирующего этапа, я проводила работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.
Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как традиционные формы работы:
• консультации,
• анкетирование,
• родительские собрания,
• беседы.
Так и нетрадиционные формы:
• совместные досуги, праздники,
• участие родителей в выставках,
• организация дней открытых дверей.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как
совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При их подготовке таких мероприятий родители задействованы практически во всех этапах подготовки:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,
детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта показала, что при повторном обследовании детей по методике «Детский сад», автора Немова Р. С. и методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду, были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам. Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими и отобразили в диаграммах.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.
Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2008-2009 году 38% детей имели низкий уровень, 29% средний уровень, и 33% высокий уровень, в 2009-2010году показатель низкого уровня снизился и стал 22%, повысился средний уровень 32%, и высокий 43%, спустя проделанной работы результаты исследования значительно улучшились и так в 2010-2011 году низкий уровень составил 5%,средний уровень вырос до 39%, а высокий составляет 62%.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.
Библиографический список.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.
4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.
7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.
10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.
11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.
12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119
13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.
15. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия : Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.