Лучший педагог года

Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания

Люба Бажкова
Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания

Опыт работы по речевому развитию детей

через экологическое познание мира в старшей логопедической

группе «Радуга» (апрель 2014г.)

восп-ли : Бажкова Л. А.

Всем ясно, что человек и природа неотделимы. Работая над задачей экологического воспитания, мы придерживаемся убеждений В. А. Сухомлинского, что природа должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка, становится основой образовательного процесса.

Публикация «Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

На занятиях и вне занятий мы знакомим детей с развитием жизни на Земле : происхождением и многообразием форм жизни, рассказываем о растениях, животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т. д. Предоставляем ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме, используя с этой целью художественную литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуем экскурсии в парк, сад, на речку, луг. Яркие впечатления позволяют детям высказывать свое отношение к увиденному, тем самым развивают речь детей и коммуникативные взаимоотношения.

Мы постепенно внедряем в свою работу ФГТ. Занятия часто проводим комплексные: «Посуда», «Береги деревянные предметы», «Где шествует, сыплет цветами весна»… Мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания, окрашивающие действительность.

В течение года мы изучали с детьми такие темы, как: «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Осень», «Зима», «Дикие и домашние животные», «Сад, огород», «Птицы», «Ранняя весна», «Вода», «Весна. Насекомые», «Труд людей на селе» и др. Рассказывая о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, мы старались способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы, знакомили детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений. Знакомили воспитанников с проблемой загрязнения окружающей среды, объясняя, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы; знакомили с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты…

Для решения речевых задач через экологическое познание мира нами создана была развивающая среда.

Уголок природы: растения, пособия для ухода за ними, дневники наблюдений за растениями, паспорта комнатных растений, природный материал для ручного труда, мнемотаблицы по уходу за растениями, календарь природы и погоды, «огород на окне», где дети сажали и наблюдали за пшеницей, овсом, луком, веточками деревьев, выращивали рассаду овощей…

Пособия : плакаты с изображением разной растительности, животного мира, климатических зон Земли, карта животного мира Земли, папки с иллюстрациями по лексическим темам («Животные», «Птицы», «Времена года», «Растения», «Насекомые», наборы открыток : рыбы, комнатные растения, овощи, растения-переселенцы, птицы, цветы,альбом «1000 крассвордов о растениях и животных»

Картины: «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, подбор репродукций Шишкина…

Детская художественная литература: детские энциклопедии, подбор художественной литературы по ознакомлению с животным и растительным миром.

Дидактические игры: «Земля и ее жители», «Лото»(растения, овощи, фрукты., «Что где растет», «Что в корзинку мы берем», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Кто это, что это?», «Умники и умницы», «Радости и огорчения», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Природа благодарит и сердится», «Экологический светофор»

Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Гуси-лебеди», «Сова», «Медведь и пчелы», «Кошки-мышки», «Волк во рву» и т. д.

Сюжетно-ролевые игры: «Лесное хозяйство», «Ферма», «Рыболовецкое судно», «Корабль», «Зоопарк», «Овощехранилище»

Полочка для экспериментов: материалы для проведения экспериментов с живой и неживой природой.

Мини-музей : «Дерево с нами во все времена».

Для того, чтобы активизировать детей в процессе работы с природой, мы разработали ряд проектов :

- «Осень» (долгосрочный);

- «Глина» (краткосрочный);

- «Вода» (краткосрочный);

- «Зима»(долгосрочный);

- «Чудо рядом с нами» (весна, долгосрочный…

Проекты создают условия для творческой самостоятельной деятельности детей: тематические рисунки и поделки, составление гербариев, сбор природного материала, сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т. д. Нами были организованы выставки поделок из природного материала (овощи, фрукты, конкурсы рисунков «Люблю тебя, мой край родной», 2Пришла зима снежная», «Весенняя капель», в мае – «Экологическая тревога».

В течение года проводились с детьми развлечения : «Лес – наше богатство», «Праздник шишек», «Праздник ветерка», «Здравствуй, хлебушко душистый», «Сказка о глупом мышонке», в мае завершит весенний проект развлечение «Если добрый ты…»

В течение года с детьми проводились беседы, наблюдения, трудовой десант на огороде и в уголке природы, где мы старались обеспечить условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к природе, обращали внимание на красоту, совершенство живых форм – растений, насекомых, птиц, животных. Способствовали развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей природе, учили не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор на грядках огорода, на нашем «лесном участке», на клумбах. С детьми изготовлен экологический мини-журнал.

В процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, мы старались способствовать развитию детей, их самовыражению. В практической деятельности дети быстрее сплачиваются, развиваются их коммуникативные качества, они свободно высказываются, строят свои предположения, сравнения, делают анализ, тем самым развивая связную речь. Детям очень нравится исследовательская деятельность. Они с удовольствием проводили опыты с магнитом, песком, водой, глиной, неоднократно ходили с «выездной лабораторией» к детям средней группы, показывали и рассказывали свои опыты.

Проанализировав работу с детьми по экологическому воспитанию, можно сделать вывод, что работа с детьми велась, имеет положительную динамику:

Декабрь- апрель-

Вся работа по экологическому воспитанию шла в тесной взаимосвязи с родителями. Нами запланированы ряд консультаций: «Природа и ребенок», «Помоги любить все живое», «Я- колобок, колючий бок», «Летний отдых детей»… ; папки-ширмы: «Природа и фантазия», экологическая сказка «Нет повести печальнее на свете.», «Играем вместе»; фотомонтаж «Природа и дети», «Экологические кроссворды», стенгазета «Весняночка», изготовление коллажа «Земля-наш общий дом».

Использование разнообразных технологий, методов и приемов поможет развить у ребенка мироощущение единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приведет его к необходимости гармонизовать свою деятельность с людьми и биосферой. Надеемся, что наша работа будет способствовать утверждению в детях человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.

Публикации по теме:

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой» Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой" Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию через знакомство с устным народным творчеством Тема: Солнышко с друзьями в гостях у ребят. Цель: Развивать познавательную, коммуникативную, эмоциональную и двигательную сферы. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Положительный опыт работы по сенсорному развитию» Каждый человек,только появившись на свет,уже готов к восприятию окружающего мира;он способен видеть,слышать,чувствовать тепло и холод и.

Опыт методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников. Научные исследования в данной области Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в различных формах повышения квалификации.

Опыт работы образовательной деятельность по физическому развитию «Кот и воробушки» Передовой опыт работы на тему: «Образовательная деятельность по физическому развитию «Кот и воробышки» ФИО: Дудина Елена Леонидовна Должность:.

Опыт работы по познавательному развитию (в рамках дополнительного образования кружок «Моя Вселенная») Во вселенной полно сказочных вещей, которые терпеливо ждут, когда мы обратим на них внимание. Иден Филлпотс Разнообразие Вселенной неисчерпаемо.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в.

Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр Изучая программу «Камертон», я задумалась над высказыванием Э. П. Костиной «В музыкальной деятельности получить какие-либо результаты можно.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Опыт работы по речевому развитию детей раннего возрастаОпыт работы по речевому развитию детей раннего возраста В июне 2012года я набрала малышей 2010 года рождения. На момент формирование группы семи детям исполнилось два года. Дети могли подержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 19:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД