МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Анна Геннадьевна Васильева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)

Актуальность:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих чувства безграничной любви к Родине». В. А. Сухомлинский

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это важный период становления личности, когда закладывается предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, культуре, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, родного города.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, они формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. И поэтому воспитание человека, как гражданина своей страны уже в дошкольном детстве, становится очень важным.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

В настоящее время дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, что порождает равнодушное отношение и к Родине и к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия. Родители недостаточно уделяют внимания нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, зачастую не понимая и недооценивая его важность. Всё выше перечисленное убедило меня в актуальности работы по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к своей семье, родному городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

1. Воспитание у дошкольников любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице городу. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

2. Расширение представлений воспитанников о родной земле, ее столице, городах; знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.

3. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств по отношению к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России.

4. Воспитание у дошкольников толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

5. Формирование основ экологической культуры, бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому.

6. Ориентировать родителей воспитанников на гражданское воспитание детей в семье.

Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;

Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Формы работы:

занятия,

экскурсии,

просмотр фильмов,

игры,

беседы,

тематические вечера,

праздники и развлечения,

выставки,

стенды

Работа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.

Диагностика:

Диагностика проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Анализ знаний детей проводится в трёх направлениях:

1. Знания о семье.

2. Знания о родном городе, крае, стране.

3. Знания об окружающей среде.

Критерии оценки:

5–6 лет.

• Знать свой домашний адрес, название города, края.

• Иметь представление о символике города, края. Иметь представление о жизни и быте людей, населяющих родной город.

• Знать название близлежащих улиц. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

• Знать имена и профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе.

• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

• Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

• Краткие сведения об истории города, края.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб, флаг Ленинградской области и своего города.

• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

• Иметь элементарные представления об охране природы.

• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Список литературы

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1.

2. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.

3. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.

4. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984.

5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

6. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7.

7. Гутникова Л. Спортивный праздник, посвященный Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4, День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5.

8. Долгополова Л. А. Воспитываем патриотов //Музыкальный руководитель С. 45.

9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3.

10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М. : Сфера, 2007.

11. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6.

12. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.

18. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.

19. Музыкальный руководитель. – 2005. - № 2.

20. Соболева Г. Священная война. – В кн. : О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.

21. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.

22. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005.

23. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» // Управление ДОУ. – 2005. - № 1.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по теме «Героико-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: - Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании детей в пространстве мини – музея. - Способствовать повышению внимания.

Анкета для родителей «Героико-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: - Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании детей в пространстве мини – музея. - Способствовать повышению внимания.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического,социального государства, уважающих права и.

Опыт работы по краеведению. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Базовая модель обобщенного опыта на тему: "Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста" Как у маленького.

Опыт работы по теме «Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей дошкольного возраста» Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается.

Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме проанализировала материально-технические.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить.

Патриотическое воспитание в ДОУ. Музыкально-литературный концерт к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста Дети под музыку собираются в зале. Звучит голос Левитана. Сообщение о капитуляции немецких войск. Фонограмма «День Победы». С разных сторон.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)
Опубликовано: 19 августа 2015 в 16:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД