Папки-передвижки

Опыт работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Елена Бурлакова
Опыт работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Районный конкурс профессионального мастерства

«Воспитатель года» среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций Чугуевского муниципального района, реализующих ООП ДО

Опыт работы

«Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Автор: Бурлакова Елена Евгеньевна

воспитатель

соответствие занимаемой должности

Публикация «Опыт работы „Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности“» размещена в разделах

муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение д/с№3 ОВ

2018 год

«Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию».

Хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться или в чём-то поможет.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Над сенсорным развитием младших дошкольников я работаю второй год. С чего я начинала свою работу? Первый вопрос возник сам по себе: какая область будет приоритетной в моей педагогической деятельности? Как выбрать тему по самообразованию?

Приоритетное направление моей работы в период 2016-2018 года, родилось из «проблемы», которая вызывала у меня затруднение. В младшую группу, в которой я работала, поступил ребенок с задержкой психо-речевого развития, слабо развитой крупной и мелкой моторикой, нарушенной координацией и повышенным мышечным тонусом. Невооруженным глазом было видно, что к этому ребенку потребуется особенный подход, процесс адаптации и социализации в детском коллективе будет сложным. Пришлось искать методы для адаптации, комфортного нахождения ребенка в группе, способы развития психических функций и речи, крупной и мелкой моторики у этого ребенка и соответственно работать в этом же направлении со всей группой детей. Так, как у большинства детей пришедших в детский сад слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия, что выясняется в ходе наблюдения за детьми, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук. Для решения этой проблемы я выбрала направление и тему для своего самообразования:

«Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Основная цель сенсорного развития тесно связана с одной из приоритетных задач ФГОС ДО - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с миром и самим собой.

Сенсомоторное развитие актуально для детей любого уровня развития и возраста. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Именно младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника, познавательной и личностной сферы, необходимой для социальной адаптации в детском коллективе.

В процессе сенсомоторного воспитания, у детей целенаправленно

формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве;

развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

развиваются координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев, тактильные ощущения;

формируется зрительно-двигательная координация;

контроль над мышечными ощущениями;

То есть, выбрав направление своей деятельности, таким образом, я решала задачу развития ребенка, которому требуются особые условия для развития и всей группы детей в целом.

Цель моей педагогической деятельности :

активизация развития у детей младшего дошкольного возраста психических процессов, речи, крупной и мелкой моторики средствами сенсомоторного развития, в разных видах деятельности.

Задачи:

создать предметно - развивающую среду, способствующую сенсомоторному развитию детей;

разработать методическое сопровождение к организации совместной деятельности и игр по сенсомоторному воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста;

просвещение родителей в области сенсомоторного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду.

Принципы моей работы по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста :

• принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом;

• принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей;

• принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

• принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания, предполагает формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.

• принцип систематичности и последовательности, что обеспечивает занятость детей разными формами работы (постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка);

Инновационные технологии, используемые мной в работе с детьми :

здоровьесберегающая

личностно - ориентированная

информационно-коммуникативные

технологии сенсомоторного развития

речевые технологии

технологии организации нетрадиционной продуктивной деятельности

технология исследовательской деятельности

игровые технологии

Ожидаемый результат:

в группе создана предметно-развивающая среда;

наблюдается положительная динамика показателей сенсомоторного развития детей;

родители активно участвуют в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работу начала с подбора и изучения методической литературы, которая непосредственно относится к выбранной теме.

На данном этапе была проведена диагностика сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста. В целях определения уровня сенсорного развития младших дошкольников в процессе диагностической работы использовала задания:

1. Умение выделять цвет как особые свойства предметов; знать названия основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).

2. Умение выделять форму как особые свойства предметов; различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

3. Умение выделять величину как особые свойства предметов; уметь сравнивать два предмета по размеру (длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше).

4. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам :

величине, форме, цвету.

5. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по величине, форме, цвету.

6. Умение различать свойства материалов (твердость, мягкость, структуру поверхности (гладкая, шероховатая).

Для определения уровня развития моторики рук применяла метод наблюдения за детьми: во время режимных моментов (как умеет ли ребенок держать правильно ложку, карандаш, умеет ли завязывать шнурки, застегивать пуговицы). Во время непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми (лепка, аппликация, игры с мозаикой).

В результате проведенной диагностики были выявлены дети с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, недоразвитие осязательного анализатора, затруднена ориентировка в пространстве.

Итоги диагностики были представлены следующими результатами:

Высокий уровень -0%

Средний -30%

Низкий -70%

На следующем этапе работы изучила опыт реализации данной темы коллег из других дошкольных организаций с помощью интернет – источников. Занималась поиском наиболее эффективных способов и методов работы с детьми.

Система работы по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста включила 3 направления:

создание предметно - развивающей среды группы ДОУ;

работа с детьми по сенсомоторному развитию;

активное вовлечение родителей в педагогический процесс (использование современных форм работы с родителями).

На протяжении всего времени работы по данной теме особое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды группы. Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали игры и пособия своими руками и с помощью родителей.

В группе имеется сенсомоторный уголок, оснащенный пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развития памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Собрано много материала на развитие тактильных ощущений - большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Мною были сделаны массажные ванночки для рук, наполненные фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно знакомясь с формой, цветом, величиной предметов. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Родители (законные представители) оказали посильную помощь в изготовлении сенсомоторных тренажеров с множеством, замков, застежек, кнопок.

Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности; в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей :

Игровая деятельность :

• сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница» и т. д.);

• театрализованные игры;

• игры со строительным материалом, со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п. ;

• с природным материалом; с бросовым материалом;

• Игры с правилами, дидактические развивающие игры на формирование понятий:

- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п.,

- Величина: "С какого дерева лист? ", "Большой и маленький листок", «Какой мяч больше», «Угости мишку» и т. п.

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Разложи яблоки по тарелочкам», «Угостим зайчика ягодой», «Найди такой же предмет».

- расположение в пространстве: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. ,

- Вкус и обоняние: «Угадай, что внутри». «Угадай на вкус». «Что каким бывает». И т. д.

Музыкальные: «Угадай что звучит», «Громко – тихо» и т. д. ;

Познавательно-исследовательская деятельность :

• исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (с водой, песком, снегом, красками, природным материалом, моделирование, развитие моторики рук, тактильных ощущений:

• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором, крупами, резинками, прищепками, крышками;

• застёгивание и расстегивание пуговиц, всевозможные шнуровки;

• нанизывание колец на тесьму;

• вырезание, трафареты, штриховки, обводилки;

• собирание пазлов;

сортировка мелких предметов: камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Констрктивно-модельная деятельность :

• из игрового, блочного и строительного материала;

• из природного материала;

• из бумаги (оригами);

• плоскостное из геометрических фигур;

• лего, крупный и мелкий конструктор.

Коммуникативная деятельность :

• Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Изобразительная деятельность :

• рисование традиционное и нетрадиционное (рисование пальцами, ладошкой, кистью, кусочком ваты и т. д.);

• лепка из глины, пластилина, теста;

• аппликация из разного материала (бумага, ткань, вата, крупы).

Музыкальная деятельность :

• музыкально-ритмические движения;

• музыкально-игровая деятельность.

Двигательная деятельность :

• подвижные игры ( по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности;

с предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

• основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

• танцевальные упражнения;

Досуговая деятельность :

Развлечения : «Путешествие маленькой капельки воды», «Волшебная вода», «Праздник мыльных пузырей», «День Нептуна».

А также в режимные моменты:

• во время питания («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»);

• формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки», («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»).

• элементарный бытовой труд (наблюдение и уход за растениями, действия с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Развитие артикуляционного аппарата и речи:

• использование массажных мячей су-джок, самомассаж;

• дыхательная и артикуляционная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика, речевые игры;

• логоритмические упражнения;

• массаж и аква гимнастика для пальцев;

• кинезиологические упражнения («кольцо», «кошка», «ухо – нос», «кулак - ребро- ладонь» и т. д. ;

«Пальчиковый театр»;

• потешки, драматизация сказок;

• релаксационные упражнения.

После реализации деятельности, направленной на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведена контрольная диагностика по определению эффективности проделанной мной работы.

При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсомоторного развития дошкольников в группе.

Итоги диагностики представлены следующими результатами:

У 60% детей достаточный уровень сенсомоторного развития;

У 40% - средний уровень;

Детей с низким уровнем сенсомоторного развития не наблюдается.

Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на развитие всех видов восприятия, памяти, мышления, речи. Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. У детей развиваются ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность. Отмечается положительная динамика в развитии моторики рук.

Одним из направлений системы сенсомоторного воспитания была работа с родителями.

Работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. С этой целью для родителей были организованны консультации, беседы, тематические выставки, проведено знакомство с играми, которые способствуют совершенствованию знаний детьми сенсомоторных эталонов, организовано участие родителей (законных представителей) и их детей (по итогам выполненных работ) в конкурсах различного уровня.

Информационный материал по теме для работы с родителями :

консультации («Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», «Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями», «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие».

папки передвижки: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности», «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру», «Домашняя развивающая среда в духе Монтессори»,

памятки: «23 идеи для развития моторики», «Родителям о развитие моторики», «Игры своими руками для сенсомоторного развития дошкольников».

буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста», «Логоритмика», «С крупой играем, речь развиваем».

В конце учебного года было проведено родительское собрание по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Для осуществления деятельности по данному направлению мною был подготовлен следующий практический материал:

Картотеки игр по сенсомоторному воспитанию.

Комплексы дыхательной («Подыши одной ноздрей», «Воздушный шар, «Ветерок»). И артикуляционной гимнастики («Бегемотик», «Хомячок», «Котенок» и т. д.)

Пальчиковые игры («Игрушки», «Овощи», «Животные» и другие).

Комплекс кинезиологических упражнений (например, «Коза», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» с массажным мячом: «Ежик», «Дракончик» и др.).

Разработан краткосрочный познавательно – творческий проект «Разноцветная неделя» для детей второй младшей группы. ОО «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие».

Разработала конспект и провела НОД для педагогов ДОУ по теме «Волшебная вода», для детей средней группы ОО «Познавательное развитие».

Для обогащения и закрепления сенсорного опыта детей через дидактические игры, я разработала и изготовила методическое пособие лэпбук «Путешествие в мир сенсорики» для детей средней группы, которое использовала как в индивидуальной, так и подгрупповой работе.

Изготовила дидактические игры по всем направлениям сенсомоторного развития, например: «Веселые прищепки», «Лото с геометрическими фигурами», «»Почини одежду», «Разложи по размеру», «Тактильные дорожки», «Разноцветные кружочки», «Разрезные картинки, «Сенсорное панно» и многие др.

В настоящий момент работаю над авторской развивающе - игровой программой дополнительного образования для организации кружка «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала положительную динамику:

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников сформированы представления о внешних свойствах предметов. Отмечена положительная динамика развития психических процессов (повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение); речи (расширился словарный запас); крупной и мелкой моторики. Дети приобрели стойкие навыки игровой и экспериментально-исследовательской деятельности

Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений у детей, родители приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей.

Практическая значимость опыта : применяемые мною методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсомоторного воспитания в ДОУ будут способствовать полноценному становлению личности, обеспечат наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовят их к обучению в школе.

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение определенных способов действий.

«Транслируемость практических достижений»

Распространение опыта работы предполагает публикацию материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе «Маам. ру на моей личной странице что подтверждено Свидетельствами о распространении и обобщении педагогического опыта :

Лепбук «Путешествие в мир сенсорики».

Предоставление опыта работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Консультация «Сенсорное развитие путем самообразования».

Публикация педагогического проекта «Разноцветная неделя».

Выступление на районном методическом семинаре «Лепбук-как средство развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» с презентацией лепбука «Путешествие в мир сенсорики».

В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах, дальше продолжать вести плодотворную работу по сенсомоторному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. А. Л. Сиротюк Упражнения для психомоторного развития детей : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60 с. (Развитие и воспитание).

2. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

3. И. С. Лопухина Логопедия – речь, ритм, движение. - С. - П. б. : 1997.

4. Л. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Здоровый малыш).

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

6. С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста»;

7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

8. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».

Интернет – ресурсы:

1. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/9682-razvitie-poznavatelnoj-sfery-detej-4-5-let.html

2. https://schoolfiles.net/1977915

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках» Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности» «Любите и изучайте великое искусство музыки Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас чище, совершеннее Благодаря музыке,.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Введение «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы. Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. К конкурсу «Воспитатель года -2018» Информационный лист 1. Воробьева Лариса Витальевна 2.13.08.1994г 3. Высшее. Московский гуманитарный университет им. Шолохова 2008г. 4. Соответствие.

План работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» СПМКДОУ д/с №7 (д/с 12) г. Алагир Галаова Залина Юрьевна (Ф. И. О. педагога) Первая квалификационная категория, стаж педагогической работы.

Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 05:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД