Папки-передвижки

Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников

Карпова Татьяна Алексевна
Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников

Опыт работы

Сказкотерапия

как средство развитие речи

у дошкольников.

Воспитатель:

Карпова

Татьяна Алексеевна

МКДОУ №124 "Загадка"

г. Киров

2022

Опыт работы по теме

Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах

«Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

(Выступление на педсовете)

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, могут

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Несомненно, на сегодняшний день тема развития речи очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.

Так же весьма актуальна проблема эмоционально - личностной сферы в развитии дошкольника, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речив сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи.

Дошкольный возраст - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации и нравственный урок, который дает сказка.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки : *музыкальный образ сказки;

* образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки);

*демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать сказки для детей?

- Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы;

- Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности";

- В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления развивающей работы с детьми, у нас созданы и обновляются следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары);

-практические материалы (конспекты занятий, различные виды театров: пальчиковый, ладошковый, теневой, кукольный);

-консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

- наличие специалистов- психолог, логопед, учитель изодеятельности, которые работают с тесном содружестве.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок;

- рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

- рассказывания сказок по кругу;

- сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе позволяет использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Выбрала тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» исходя из предыдущих тем опыта работы:

«Активизация словаря детей раннего возраста через использование пальчиковых игр»

«Речевое развитие детей раннего возраста на занятиях по ИЗОдеятельности»

«Использование пословиц и поговорок в воспитании дошкольников»

Также опираюсь на методический материал с которым познакомилась на курсах повышения квалификации (О. Н. Бершанская «Сказочная азбука» и Н. Г. Санникова «Сказочная математика).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 16:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД