Получи документы

Опыт работы «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Дворская
Опыт работы «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Данный педагогический опыт осуществлялся на базе МДОУ ДСКВ №12 ст. Должанской МО Ейский район. В данном педагогическом исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.

Особое внимание уделено педагогом изучению нормативно – правовой документации:

Публикация «Опыт работы „Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1) разработана программа дополнительного образования детей «Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для детей 5-7 лет»

2) составлен перспективный план для работы с детьми 5-6 лет и 6-7 лет

В ходе работы :

- изучены работы исследователей, занимающихся данной проблемой;

- собраны и систематизированы материалы по ритмической гимнастике;

- систематизированы и апробированы на практике эффективные методы и приемы, используемые при обучении дошкольников физическим упражнениям;

- организована специальная развивающая среда в группах.

Перечисленные ниже методы и приемы помогли мне активизировать творческую деятельность воспитанников, заинтересовать и привлечь к работе воспитателей, родителей, выстроить определенную систему работы с детьми по ритмической гимнастике :

• метод теоретического анализа (философской, социологической, психолого-педагогической) литературы;

• наблюдение (в процессе самостоятельной и двигательной деятельности детей);

• консультации

• анкетирование

• мастер-класс

• изучение и обобщение передового опыта («Ритмическая гимнастика в детском саду» Е. П. Торголовой; «Роль ритмической гимнастики в укреплении здоровья дошкольников» Н. А. Гучемукова (материалы опытов работы педагогов края);

• Совместная работа с родителями : проведение праздников:

«Папа, мама и я спортивная семья (участие в концертных номерах праздника,

«Папа—гордость моя»

Концерт посвященный «Дню матери» (совместное творческое выступление);

• выступления кружка «Веснушки» : на праздниках, развлечениях, перед детьми и родителями детского сада.

• семинар-практикум для воспитателей - «Влияние ритмической гимнастики на координацию дошкольников»

• мониторинг - «Развитие координации у детей»

Актуальность опыта.

Приобретает характер аксиомы то обстоятельство, что основы становления личности ребенка, его физической культуры, гармоничного развития, потребности к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, 1983; Л. А. Венгер, 1985; В. К. Бальсевич, 1990; Л. И. Лубышева, 1992; О. В. Козырева, 2002). От уровня этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.

Вместе с тем статистика показателей здоровья подрастающего поколения в последние годы разноречива и негативна. По данным Министерства здравоохранения РФ состояние здоровья детей за последние два года несколько стабилизировалось. Но при этом процент здоровых детей по-прежнему невысок. Так по данным детского кабинета больницы 2006 год к I группе здоровья относятся лишь 13% дошкольников.

Данные научных исследований последних лет убедительно показывают, что количество детей, имеющих различные отставания в развитии, постоянно увеличивается. В настоящее время 353 тысячи детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями (Л. А. Добрыниной, 2002).

Большое количество детей этой возрастной группы находятся в пограничных состояниях. Так, около 10% дошкольников имеют задержку психического развития (С. Ю. Максимова, 2002). Недостатки речи обнаруживаются у 50%, а по некоторым регионам у 75% детей дошкольного возраста (Е. П. Прописнова, 2003).

Острая ситуация, связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения определяется не только рядом социально-экономических и экологических факторов, но также серьезными недостатками в методике физического воспитания, нерациональной организацией двигательного режима в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (Л П. Матвеев, 1996; В. К. Бальсевич, 1999; В. И. Лях, 2000).

Много часов дети проводят на занятиях в статическом положении «сидя». Их интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую, вопреки знаниям о том, что двигательная активность ребенка обусловлена естественной биологической потребностью, законами развития растущего организма (И. М. Янкаускас, 1984).

Высокие требования современной начальной школы предполагают, что выпускник детского сада, претендующий на обучение в престижной гимназии или лицее должен, не только хорошо читать, считать, но и писать, знать грамматику, и даже, что не редко, владеть начальными знаниями иностранного языка. В связи с чем, в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений идёт настоящий учебный процесс со всеми атрибутами школы в ущерб двигательной активности и здоровью детей.

Форсированная подготовка к обучению в школе имеет свои негативные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого, приводит к увеличению заболеваемости у детей в период дошкольного детства. По данным О. Л. Трещевой (2002) не менее 80% хронических заболеваний развивается в раннем и дошкольном возрасте.

Несомненно, то, что интеллектуальная база современных детей значительно выше, чем их сверстников 10 лет назад. Этому во многом способствует расширение информационных источников (многоканальное телевидение, видео, аудио, компьютер, богатый книжный рынок, которое, при их активном использовании, также предполагает снижение двигательной активности.

В рамках дошкольного образовательного учреждения процесс физического воспитания носит, как и в школе, характер структурно обособленных занятий, хотя в принципе должен и может быть непрерывным (Л. П. Матвеев, 1991).

Таким образом, выявляется главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте — это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно конкретизируется рядом частных противоречий: между социальной потребностью общества в здоровых, гармонично развитых детях, как будущего России, и отсутствием адекватного соотношения между интеллектуальным и физическим компонентами их развития; между созданием максимально возможных условий интеллектуального роста человека и явно недостаточным вниманием к процессу формирования физического и психического здоровья детей дошкольного возраста; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание.

Разобщенность образования и физического воспитания обостряет субъективное противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса.

Вместе с тем, с учетом ухудшения состояния здоровья и увеличением количества детей с недостатками в физическом и психическом развитии целесообразно системное использование коррекционных методов и средств адаптивной физической культуры в процессе физического воспитания дошкольников (Евсеев СЛ., 1998; Шапкова Л. В., 1998).

Наличие большого контингента детей с проблемами в состоянии здоровья, которые зачастую являются воспитанниками массовых дошкольных учреждений, предполагает ориентацию современных педагогических систем не только на физическое воспитание и развитие ребенка, но и на коррекцию, имеющихся у него физических и психических недостатков. Вместе с тем в настоящее время ощущается их явный дефицит.

Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы на нее не обратить внимание. Тем более что ритмы гимнастики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 5-7 лет по функциональным возможностям является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.

. Результативность педагогического опыта.

Для того чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста в период 2006-2008г. г. провела исследование, состоящее из 3 этапов, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста МДОУ №12.

Исходя из анализов литературных источников (Т. А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста, 2005г., использовала тесты, при помощи которых определяла следующие виды координационных способностей

-1определение уровня ловкости; (бег с преодолением препятствий, определяю способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки)

-2определение ловкости и координации; (подбрасывание и ловля мяча)

-3способность к согласованию движений; (Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот)

-4определение пластичности (приставной шаг в сторону с небольшим приседанием, выполнятся с вращением кистей наружу и внутрь).

Первый этап посвятила диагностической деятельности. Выбрала две подгруппы детей старшего дошкольного возраста : контрольная группа и экспериментальная. Экспериментальная группа занималась по разработанной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики. Контрольная занималась по традиционной программе по физическому воспитанию для детского сада. Эффективность предложенной методики оценивала посредством сравнения показателей физического развития и физической подготовленности, изменения уровня развития координационных способностей.

В обеих группах детям предложила упражнения для оценки ориентационной способности. При определении уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовала оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивала в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл.

Сначала давала показ (три раза) в замедленном темпе со словесным пояснением. Проверяла каждого ребёнка отдельно. Дети выполняли упражнения в выбранном ими темпе. При правильном выполнении упражнения детям предлагала его повторить в ускоренном темпе. Всего давала 3-4 повторения, оценивала лучший результат. Для развития координации в упражнениях для рук и ног учитываю нарастание сложности. Кроме того, даю упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно ввожу упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале даю сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки, затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу). Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа —необходимые условия для развития координации. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

На втором этапе исследования проводила работу по разучиванию ритмической гимнастики с экспериментальной группой детей. На третьем этапе вновь провела диагностику координационных способностей детей обеих подгрупп.

Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.

Проведенное тестирование дошкольников показало следующие результаты. На начальном этапе измерения уровня развития координационных способностей было выявлено, что высокий уровень развития не имеет ни одни из 20 детей, средний–по 4 ребенка в экспериментальной и контрольной группах. При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня развития ловкости и согласованности движений.

На заключительном этапе исследования повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень развития координационных способностей у 4 детей из 10, средний уровень у 6 детей из 10. Это объясняется тем, что занимающиеся перешли на более высокий уровень развития. Низкого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выявлено не было. В контрольной группе увеличилось число детей среднего уровня развития 8 из 10.

Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных.

В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.

В результате всей проводимой работы : подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными комментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Музей в ДОУ. Знакомство детей с бытом, традициями наших далеких предков. Музей ДОУ организован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Данный цикл занятий направлен на знакомство детей с бытом,традициями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 мая 2013 в 06:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД