Лучший педагог года

Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы) (3 фото)

Елена Котова
Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)

Знакомство детей с песком начинается с младшего дошкольного возраста. Он является одним из первых природных материалов, с которыми знакомят детей.

Наверное, многие замечали, что дети очень любят играть с песком, камушками, шишками. Ребенок стремится к познанию окружающего его мира. И наша задача, как педагогов, направить ребенка, зажечь в нем искру инициативности, познавательного интереса к окружающему.

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Чудо-песочек“, Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)» размещена в разделах

Эмоционально окрашенная речь педагога, четкость поставленных задач – вот главный залог развития познавательно активной личности ребенка. Я хотела бы представить вам несколько опытов для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Опыт №1 Сухой – мокрый песок

Цель:

• формировать представления о сухом и мокром песке.

Задачи:

• рассмотреть сухой и мокрый песок;

• в ходе исследовательской деятельности выяснить, почему сухой песок становится мокрым.

Воспитатель заходит в группу с двумя тарелочками. В одной из которых сухой песок, в другой – мокрый. Подносит их детям.

Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)

- Ребята посмотрите, что в этих тарелочках?

Ответы детей: Песочек.

-Правильно. А посмотрите, одинаковый ли песок? Давайте, мы с вами попробуем его пальчиками?

- В одной тарелочке песок …., а во второй ….

- Ребята, а как вы думаете, почему песок мокрый?

Ответы детей: добавили воду, намочили.

А вы хотите добавить воду в сухой песок и посмотреть, что с ним станет?

Один или несколько детей выливают небольшое количество воды в емкость с сухим песком и делают выводы, какой теперь песочек стал.

Фото «Чудо-песочек»

-Какой, ребята теперь песок?

Ответы детей: Мокрый

- А почему?

Ответы детей: Мы добавили в него воду.

Правильно ребята! Мы свами в сухой песок добавили воду, и он стал – мокрый!

Методические рекомендации: поскольку данная опытно –исследовательская деятельность проводится в младшей группе, следует повторять вопросы, помогать детям при проведении опытов. Подытожить вывод из данного исследования.

Опыт № 2 Какой песок светлее сухой или мокрый?

Цель: в ходе опытно-исследовательской деятельности выяснить, какой песок светлее мокрый или сухой.

Задачи:

• рассмотреть сухой и мокрый песок,

• выявить в ходе исследования какой песок светлее сухой или мокрый.

Воспитатель расставляет на столе три емкости с песком. Две с сухим, одну- с мокрым.

- Ребята, посмотрите, зайчик принес нам песок, и очень попросил помочь. Лесные звери перепутали, где сухой, а где мокрый песок. Давайте им поможем?

Ответы детей: Да

Как вы думаете, какой песок в первой емкости? Почему вы так решили? А чем сухой песок отличается от мокрого?

Дети показывают, где на их взгляд лежит мокрый, а где сухой песок.

-А давайте, мы свами проверим? А как мы сможем проверить?

Ответы детей: попробовать руками, попробовать посыпать.

В ходе опытно – исследовательской деятельности дети определяют емкость с сухим и мокрым песком.

- Ребята, а посмотрите, какой песок светлее сухой или мокрый?

- Правильно, сухой песок светлее, а мокрый темнее.

Вот зайчик обрадуется, что мы разобрались во всем и расскажем ему, как отличить сухой песок от мокрого.

Опыт № 3 Какой песок тяжелее: сухой или мокрый

(средняя группа)

Цель: в ходе опытно - исследовательской деятельности определить, какой песок легче, сухой или мокрый.

Задача:

• взвесить сухой и мокрый песок;

• развивать и поддерживать интерес детей к опытно –исследовательской деятельности;

• упражнять в умении высказывать свои выводы, аргументировать их.

Воспитатель приносит в группу весы, ставя в центр стола.

Несколько минут ожидает вопросов от детей о появившемся в группе предмете.

Например:

- А что мы сегодня будем делать? Откуда вы принесли эти весы?

В любом случае дети, в силу своей любопытности, заинтересуются внезапно появившемся предметом.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, для чего на нужны весы?

Ответы детей:

-Для того чтобы, взвешивать, определять вес.

- Правильно! А как вы думаете, что тяжелее сухой или мокрый песок?

Ответы детей могут различаться.

- А с помощью чего мы можем определить что тяжелее, а что легче?

- А давайте, мы с помощью весов и определим, что тяжелее.

Один или несколько детей, договорившись о своих действиях, выполняют опыт.

- Так что же у нас получается? – уточняет педагог.

Ответы детей: Сухой песок легче, чем мокрый.

- А как вы думаете, почему?

Ответы детей:

Опыт № 4 Лепится –не лепится или "Чудо пирожки"

Цель: формирование представлений детей о свойствах песка

Задачи:

• выяснить, какой песок будет лепиться: сухой или мокрый

• поддерживать и развивать интерес детей к опытно –исследовательской деятельности.

• закрепить представления детей о том, что из мокрого песка можно лепить.

Во время проведения прогулки детей можно познакомить еще с одним очень интересным свойством песка.

Предложить детям две емкости с песком: сухим и мокрым

- Ребята, а как вы думаете, из какого песка сухого или мокрого мы с вами сможем налепить пирожков? Давайте попробуем?

У детей которые делают «пирожки» из сухого песка ничего не получается, а из мокрого лепятся «пирожки» и «пироженное».

А давайте мы с вами откроем магазин? Для этого нам потребуется очень много пирожков. Дети совместно с воспитателем лепят «пирожки», далее опытно – исследовательская деятельность незаметно для детей переходит в сюжетно –ролевую игру «Магазин».

Опыт № 5 Рассматривание песка через лупу (средняя группа)

Цель: формировать представления детей о песке.

Задачи:

• познакомить детей с лупой,

• рассмотреть песок под лупой, выяснить на что похожи зерна песка

• развивать и поддерживать интерес детей к опытно - исследовательской деятельности

Воспитатель вносит в группу «волшебную» коробку.

- Ребята, как вы думаете, что лежит у меня в коробке?

- А вы хотели бы узнать, что в ней на самом деле? Это настоящий волшебный предмет…

Воспитатель достает из волшебной коробки лупу.

- Ребята, а вы знаете, почему лупа «волшебная»?

- Давайте посмотрим! Перед вами на столе лежат различные предметы, посмотрите на них через лупу.

Дети рассматривают через лупу предметы.

- Что происходит с предметами, когда мы смотрим на них через лупу

Ответы детей: они становятся больше.

-А давайте мы рассмотрим песок через лупу.

Опытно-исследовательская деятельность . Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы) - фото

Что вы видите?

Одинаковые ли песчинки? На что они похожи?

Какие выводы мы с вами можем сде ать?

Как продолжение опытно – исследовательской деятельности детям можно предложить рассмотреть предметы в группе через лупу.

Варианты:

Можно предложить детям для рассматривания через лупу сухой и мокрый песок.

Публикации по теме:

«Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие» Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое.

Опытно-исследовательская деятельность с младшими дошкольниками «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке .

Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе «Почему идет снег» Программное содержание: • Познакомить детей с физическими свойствами снега. • Дать детям представление о том, как вода превращается в снег,.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работыОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес,.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе (из опыта работы)Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе (из опыта работы) Работа с детьми младшей группы доставляет мне огромное удовольствие. Они очень восприимчивы ко всему новому, необычному, проявляют живой.

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)
Опубликовано: 17 июля 2016 в 12:21
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД