Лучший педагог года

Опытно-исследовательская работа «Развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник рисования»

Татьяна Горбунова
Опытно-исследовательская работа «Развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник рисования»

ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ :

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОМСТВА С НЕТРАДИЦИООНЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ»

Ответственный:

ГОРБУНОВА Т. В.

Публикация «Опытно-исследовательская работа „Развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах

Экспериментальная деятельность по развитию детского изобразительного творчества направлена на знакомство детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Способность к творчеству, является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Это предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества – ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством : ребенок постоянно открывает что-то новое. Так, В. В. Давыдов, в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

При этом процесс дознания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробывать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей. Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

В психологической литературе детское творчество рассматривает в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская одаренность и др.

Большую роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств. Главной же чертой творческой личности исследователи показывают креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность. В основе детской креативности лежит конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.

При исследовании проблемы детского художественного творчества были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

1 этап – возникновение, развитие, осознание и оформления замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

2 этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умение владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

3 этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа,дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество.

Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей.

Г. Г. Григорьевой выделены еще и условия развития творчества детей :

Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества, должно органично войти в жизнь ребенка.

Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т. д., что служит основой для творчества дошкольников.

Общением с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Исследовательская работа на тему : «Развитие изобразительного творчества с помощью нетрадиционных техник рисования» проводилась на базе МДОУ «Детский сад №17». Ответственным исполнителем исследовательской деятельности является воспитатель первой квалификационной категории Горбунова Т. В.

Опытно-экспериментальная деятельность проводимая воспитателем Горбуновой Т. В. В ДОУ показала, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

В ходе эксперимента были задействованы дети среднего дошкольного возраста. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, со одной стороны могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир.

Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Особое место в образовательной работе детей в нашем учреждении отводится использование нетрадиционных техник рисования, в процессе которой ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоенное, детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов способствуют их творческому развитию.

Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи исследовательской задачи.

Цель: Выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества на детей дошкольного возраста.

Объект исследования: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие изобразительного творчества дошкольников протекает успешнее, если принести в занятие по изобразительной деятельности опыт исследования нетрадиционных техник рисования. Для достижения представленной цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить проблему детского изобразительного творчества в психолого-педагогической литературе;

2. Изучить нетрадиционные техники рисования и описать их влияние на развитие творчества дошкольника;

3. Психолого-педагогический эксперимент : формирующий, констатирующий и контрольные этапы.

4. Количественный и качественный анализ полученных данных.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1 этап организационно-подготовительный:

Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание» по теме, посетить сайты.

Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

Выяснить уровень развития творческих способностей детей; разработать перспективный план, разработать рабочую программу для кружковой работы.

2 этап основной:

Подобрать художественное слово; пальчиковую гимнастику, дидактические игры; Внедрять в занятия по развитию нетрадиционные техники рисования; Проведение групповых и индивидуальных занятий, занятия в кружке «Фантазеры».

3этап заключительный:

Продиагностировать развитие художественно-творческих способностей детей; Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста; Провести консультации по данной теме, мастер-класс с воспитателями и родителями по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Изобразительная деятельность не терпит шаблона, стереотипности и установленных правил, поэтому в работе с детьми важным будет использование нетрадиционных техник рисования. В рамках своей работы мы будем рассматривать использование нетрадиционных техник преимущественно в рисовании. Приведенные ниже нетрадиционные техники изучены и аппробованны Р. Г. Козаковой и Л. Г. Беляковой.

В рисовании с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники :

- Тычок жесткой полусухой кистью; - Рисование пальчиками;

- Рисование ладошкой;

- Оттиск поролоном; - Оттиск пенопластом; - Оттиск печатками из ластика; - Оттиск смятой бумагой; - Восковые мелки + акварель; - Свеча + акварель; - Печать по трафарету; - Монотипия предметная; - Кляксография; - Набрызг

- Отпечатки листьев; - Монотипия пейзажная и др.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу следует техникой рисования пальчиками, ладошкой и т. п., а в последующем эти же техники дополняют художественный образ. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы рисования, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это тоже влияет на выразительность рисунков, листы бумаги могут быть разной формы. Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок, это определяется тем, что хочет изобразить ребенок.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся темы для рисования и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие, внести живость и непосредственность детского восприятия.

ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследовательская работа включает несколько этапов:

1. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление у детей уровней развития изобразительного творчества.

2. Формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные нетрадиционные техники рисования с использованием данных техник с детьми, проявившими предпосылки к развитию творчества.

3. Контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния использования нетрадиционных техник в развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой по теме: «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цветв с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, использована наглядность в виде иллюстраций, на котором изображен снегопад, заснеженная улица и т. п.

Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.

Большая- же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы. Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества.

Отношение и интересы: 1. Искренность, увлеченность, эмоциональность; 2. Интерес к изобразительной деятельности; 3. Способность «вхождения» в изображаемый образ. Способы творческих действий :

4. Создание нового из ранее усвоенного;

5. Дополнения, изменения, преобразования;

6. Самостоятельное нахождение новых способов.

Качество результатов:

7. Нахождение адекватных изобразительно-выразительных способов;

8. Индивидуальный «подчерк»;

9. Соответствие элементарным художественным требованиям.

Таким образом, по данным диагностики можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами группе дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества на занятии по рисованию. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества. Все перечисленные дети оценены положительно по всем или большинству критериев.

Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию в нашем исследовании обусловлено тем, что в среднем возрасте рисование только начинает развиваться. Наша работа проводилась с детьми среднего возраста. Я предположила, что использование детьми нетрадиционных техник рисования на занятиях по рисованию может помочь им в более полной передаче того художественного образа, которой они хотят изобразить. В ходе формирующего эксперимента были проведены занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования. Все занятия носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети освоили новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник рисования.

Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ, предложено нетрадиционное оборудование и иллюстрированный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя.

Таким образом, проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что за счет применения нетрадиционных материалов изучаемые показатели находятся на более высоком уровне, чем были раньше.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведение нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать соответствующие выводы относительно теоритических и методических подходов к данной проблеме.

Теоритические основы психолого-педагогической и научно-методической литературы показали, что в среднем дошкольном возрасте изобразительное творчество только зарождается. А возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми 4-5 лет создает потенциал для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, универсальность их использования, технология их выполнения интересна, доступна и привлекательна для детей, так как они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Взрослый и его ведущая роль в организации изобразительной деятельности, содержащей огромное количество творческих задач, играет здесь особо важное значение. В процессе эксперимента нам удалось доказать существенное влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Начальные результаты эксперимента выявили в основном средний и низкий уровень развития изобразительного творчества дошкольников показали необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В связи с этим, мы определили содержания формирующей работы по данной проблеме, которую проводили с детьми экспериментальной группы в целях более эффективного развития изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования. Формирующая работа содержала комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, что способствовало развитию у дошкольников воображения, самостоятельности, воспитанию чувств прекрасного, настойчивости и трудолюбия, умения доводить работу до конца.

Итоговый контрольный срез был завершающим этапом нашего эксперимента, подтвердившим гипотезу исследования. Из полученных количественных результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза наглядно видно, что высокий уровень значительно увеличился. Анализ проведенной нами работы также показал, что систематическая и целенаправленная работа воспитателя с дошкольниками не только обогащает их технический опыт в использовании нетрадиционных техник рисования, но и способствует развитию всех психических функций детей. Мы также определили условия, обеспечивающие наиболее действенное использование нетрадиционных техник рисования как одно из стимулов развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста.

-Комплексный подход к использованию нетрадиционных техник рисования как одно из стимулов развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста;

-Использование разных форм организации и методов руководства занятий с использованием нетрадиционных техник рисования (индивидуальных, коллективных, самостоятельных, кружковая работа);

-Учет возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников в изобразительной деятельности;

-Привлечение родителей к работе по развитию изобразительного творчества у детей дошкольного возраста;

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества показывают, что проведенная работа оказалась действенным средством развития изобразительного творчества средствами нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возраста и является доказательством выдвинутой нами гипотезы в начале исследования.

Список используемой литературы:

1. Бакушинский А. В. «Художественное творчество и воспитание»;

2. Богоявленский Д. Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества»;

3. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами»;

4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»;

5. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольника»

6. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»;

7. Ильина А. «Рисование нетрадиционными техниками»;

8. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»;

9. Комарова Т. С. «Детское изобразительное творчество»;

10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий (Под редакцией Сфера);

11. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду»;

12. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки»;

13. Казакова, Сайганова, Седова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования, планы, конспекты занятий»;

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения детей посредством нетрадиционных техник рисования Предоставляю вашему вниманию публикацию на тему: "Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования" Формирование.

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования [«Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования» Искусство заключается в том, чтобы найти в.

Коллективная работа «С 8 марта» с использованием нетрадиционных техник рисования (вторая младшая группа)Коллективная работа «С 8 марта» с использованием нетрадиционных техник рисования (вторая младшая группа) К празднику 8 марта мы с детьми решили сделать коллективную работу – большую открытку – поздравление для мам и бабушек. Цель: Развитие.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» «Творчество не приходит по какому-то наитию…Творчеству надо учить». В. А. Сухомлинский. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

Лучшие детские работы с помощью нетрадиционных техник рисованияЛучшие детские работы с помощью нетрадиционных техник рисования «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Искусство изображать не основываясь.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования» Цель: Научить родителей продуктивно проводить совместно с детьми время дома, познакомить со способами развития творческого потенциала детей.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» СЛАЙД-1 МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ТЕМА: «Использование нетрадиционных техник.

Развитие детского творчества в старшем дошкольном возрасте средствами нетрадиционных техник рисования Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» общеразвиваего вида городского.

Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования «Развитие творческого воображения дошкольников с помощью нетрадиционных приемов рисования» Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская работа «Развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник рисования»
Опубликовано: 4 июля 2018 в 12:23
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД