МААМ-картинки

Доклад «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС» (7 фото)

Елена Стратиева
Доклад «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС»

Введение

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»

Конфуций.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Публикация «Доклад „Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Меняется цель образовательной работы – вместо набора Знаний, Умений и Навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Основная часть.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическо-психическом развитии детей. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Образовательный процесс должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В настоящее время педагогические коллективы разрабатывают модели организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой Организации, учетом региональных особенностей. Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы по необходимости, воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию. Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности, это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.

Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации;

- в режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;

- ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а педагогам следует ее всячески поощрять;

- в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При конструировании своей оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей, в которых обозначена партнерская ненавязчивая позиция воспитателя (взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Н. А. Короткова сформулировала основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми :

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателем при моделировании образовательного процесса с учётом требований ФГОС

1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приемы и игровые ситуации.

4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).

5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.

6. Внимательно и тактично относиться к ребенку, его возможностям, способностям.

Таким образом, образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и предполагает построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками является игра. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет поло ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении ведется непрерывно, в течение всего дня, а не только в периоды обязательной образовательной деятельности. По ходу всех режимных моментов (кроме времени, отведенного на сон) должны решаться задачи разных образовательных областей.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В действующую структуру планирования, ФГОС вносит существенные изменения, воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через деятельность взрослых и детей.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с введением ФГОС приобретает новое, более сильное значение. Поэтому необходимо изменение содержания взаимодействия с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

Каждое дошкольное учреждение имеет свои особенности, в силу которых и выстраивает работу, подбирая наиболее эффективные для данного учреждения формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями.

Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. С этой целью создают сайты, на страницах которого родители могут познакомиться с темой недели, по которой работает детский сад, в удобное для себя время прочитать консультации и изучить практический материал по теме, познакомиться с отчетом о проведении самых интересных итоговых мероприятиях по теме недели.

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повысится:

интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;

уровень профессионального мастерства педагогов;

уровень образованности воспитанников;

повысится стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада;

интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут созданы все условия как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей и конечно же государства.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что в настоящих Федеральных государственных образовательных стандартах, на самом деле не так много нового, только образовательные области, а интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо, все это делалось и до внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, только немного в другой форме.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.

На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- использование цикличности и проектной организации содержания образования;

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие ко взрослому;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Доклад «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС»
Фото «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС»
Доклад - фото
Введение Кто постигает новое лелея старое тот может быть учителем Конфуций Вот почему мы обращаемся к личности ребёнка анализу процессов влияющих на её формирование Современное общество требует инициативных молодых людей способных найти себя и своё место в жизни Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения

Литература:

Скорлупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5 – С. 46-50.

Сидина Т. А. Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3 – С. 8-11.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Из первых рук. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Слайд 2. Я представляю Вашему вниманию опыт своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития.

Фотоотчет «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС»Фотоотчет «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий); повышение.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Организация игровой деятельности в соответствии с ФГОС до» Проект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе на тему «Поездка на автобусе» Целевой компонент Цель: формирование умения гибко.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.

Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в ДОУ Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в МБДОУ «Детский сад № 11» Игра – это искра, зажигающая.

Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» Непосредственно образовательная.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей при реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо.

Положение о проведении смотра-конкурса «Организация условий пребывания детей на свежем воздухе осенью» в соответствии с ФГОС ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса «Организация условий пребывания детей на свежем воздухе осенью» в соответствии с требованиями ФГОС.

Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 00:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД