МААМ-картинки

Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ. Доклад на конференции (4 фото)

Людмила Щепелева
Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ. Доклад на конференции

С принятием Федеральных государственных требований, изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ. Он должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, где ведущей деятельностью является игра. Обучение организовано в виде совместной детской деятельности взрослого и ребёнка (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной и музыкально – художественной).

Публикация «Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ, Доклад на конференции» размещена в разделах

Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ. Доклад на конференции

Каждое дошкольное учреждение получило возможность разработать свою основную общеобразовательную программу, с учётом видового разнообразия, специфики национально-культурных, демографических, климатических условий и обеспечила бы равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

В нашем детском саду разработана программа «Аистёнок», в основу которой легли Федеральные государственные требования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и призвана формировать общую культуру детей, развивать их физические, интеллектуальные и личностные качества, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, и коррекцию их развития. Очень важно в период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Ведь с нарушением условий естественного развития, их психическому и физическому здоровью наносится ущерб.

Фото №1 С принятием Федеральных государственных требований изменились требования к построению образовательного процесса в ДОУ

ворчески работающие педагоги быстро перестроили свою работу в соответствии с действующими государственными требованиями, обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, гибко подбирая разнообразные формы, методы и приёмы взаимодействия. В нашем детском саду работают кружки: «Логическая азбука», «Почемучка», «Затейники», «Акварелька».

У моих воспитанников различные зрительные нарушения, первичный дефект, как правило, ведё т за собой вторичное отклонение в развитии: это нарушение сенсомоторной, эмоционально - волевой, коммуникативной сферы. Чтобы они были уверенными, успешными, могли ориентироваться в современном мире и постоянно растущем потоке информации, мы учим их различным способам познавательной деятельности (воспринимать информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, находить неординарные решения в различных ситуациях). Приобретённые в процессе исследовательской деятельности интеллектуальные умения и навыки – это важные предпосылки для успешного обучения в школе. Понимая, какое значение имеет эта деятельность в развитие личности ребёнка, я решила углублённо работать по этой теме, где активно использую технологию развивающего обучения ТРИЗ – РТВ, которая развивает творческий потенциал ребёнка и позволяет сделать процесс интересным и насыщенным.

Фото №2 Он должен строиться на адекватных возрасту формах

елью моей работы по данной проблеме является - развитие детских природных задатков (память, творческое мышление, воображение, путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Для достижения этой цели разработала следующие задачи:

1. Учить, самостоятельно добывать знания, решать творческие задачи, умело и грамотно находить и преодолевать жизненные противоречия.

2. Формировать умение устанавливать причинно – следственные, причинно – временные и логические связи между предметами и явлениями; работать по образцу, схеме.

3. Развивать умение высказывать, принимать остроумные смелые решения и аргументировать свои доводы.

4. Стимулировать воображение, детское фантазирование.

5. Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.

6. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, взаимопомощь, уверенность в себе.

Необходимым первоначальным условием для развития познавательных способностей, является предметно - развивающая среда, которая строится на основе принципов:

1. Дистанции при взаимодействии (доверительные партнёрские отношения взрослого и ребёнка)

2. Активности, самостоятельности, творчества (создание условий для развития познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств).

3. Стабильности – динамичности (пространственное построение должно быть многофункциональным, легко трансформируемым)

4. Комплексирования и гибкого зонирования (построение непересекающихся сфер активности в пространстве группы)

5. Эстетичности организация среды (эстетически оформленное помещение, обеспечивающие комфорт и уют)

6. Эмоциогенности среды (индивидуальная комфортность и благополучие каждого ребёнка и взрослого)

7. Учёт гендерных и возрастных различий (реализация интересов, наклонностей, способностей мальчиков и девочек)

Развивающее пространство моей группы представляет единую цепь мини – сред, где созданы условия для того, чтобы ребёнок в процессе исследовательской деятельной систематически мог самостоятельно пользоваться оборудованием и материалами для своей деятельности. Познавательный процесс и наблюдения детей за объектами живой и неживой природы осуществляю поэтапно, от простого к сложному в ходе практической деятельности, то есть эксперимента и исследования.

Фото №3 Педсоветы семинары тренинги для педагогов работы с детьми где ведущей деятельностью является игра

В группе совместно с родителями обновлён и пополнен экспериментально – исследовательский центр.

1. Куклы – персонажи, с помощью которых завязывается сюжет образовательного процесса.

2. Медицинские приборы

3. Дидактические пособия.

4. Дополнительный материал

5. Природный материал.

6. Технические средства.

7. Дополнительный бросовый материал.

8. Приборы – помощники

8. Коллекции (семян, минералов Амурской области, и т. д.)

Несколько лет назад, я прошла курсы развивающей технологии А. В Лимаренко «ТРИЗ-РТВ для дошкольников», которая призвана развивать у ребёнка творческое воображение, мышление, способность выявлять и грамотно разрешать жизненные противоречия. НА базе экспериментально-исследовательского центра, я организовала детскую школу-ТРИЗ «Эврика», которая помогает в процессе деятельности расширять, закреплять знания и познавательные способности о правильном представлении развития окружающего мира, во всём её многообразии, взаимодействии. Мной, разработана план-программа, которая соответствует возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей, её задачи легко интегрируют во всех видах деятельности. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны и любознательны. Первая ступень познания – это живое созерцание, наблюдая за окружающим миром, они делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?» В своей работе с кружковцами я следую мудрому изречению Конфуция : «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – я понимаю»

В основе моей работы с детьми лежит педагогический поиск. Я стараюсь не давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учу её находить. Если ребенок задаёт вопрос, я стараюсь не давать ему готовый ответ, а спрашиваю, что он думает сам. Призывая к рассуждению, я наводящими вопросами, подвожу к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.

Для решения педагогических задач, использую разные формы работы с детьми:

1. Научные лаборатории «Сеньор-помидор», «Огуречик, огуречик…», «Откуда пришёл картофель?»

2. Диспуты

3. Дискуссии

4. Игры – путешествия «Путешествие в космос»

5. Конкурсы «Творенью пир даёт природа», «Нужное, из ненужного»

6. К В Н

7. Беседы

8. Игровой тренинг.

9. Викторины

10. Встречи с интересными людьми

Познавательно – исследовательскую деятельность с детьми осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и взаимодействии с семьёй. Планирование осуществляю с учётом Федеральных государственных требований, основываясь на принципах:

1. Развивающего образования. (цель которого личностно – ориентированный подход в развития каждого ребёнка)

2. Комплексно – тематического построения образовательной деятельности (недельное тематическое планирование, что даёт возможность интегративно решать педагогические задачи из разных образовательных областей и использовать все виды детской деятельности)

3. Интеграции образовательных областей (педагогический процесс, строю с учётом возрастных возможностей и особенностей детей, взаимосвязи образовательных областей, которые дополняют и взаимно обогащают друг друга)

4. Единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования дошкольников, где формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

5. Соответствия содержания, форм и методов образования возрасту детей.

Проводимая мною работа интересна и плодотворна. Дети моей группы обладают творческим мышлением и воображением, они активны, общительны, с развитым чувством юмора, умеют планировать, анализировать, сопоставлять любую информацию о предметах и явлениях окружающего мира, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы. Мои воспитанники принимают активное участие в мероприятиях детского сада, а вокальная группа «Аистёнок» третий год участвует в городских мероприятиях: «Я же ребёнок», «Юные патриоты» в концертных программах, посвящённых Дню защиты детей, дню семьи. На областном конкурсе художественного творчества «Край, в котором я живу» работы моих воспитанников заняли I и III место в своей возрастной категории, а в городском конкурсе «Амурская осень» в этом учебном году мы получили грамоту за победу в номинации.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решать без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Очень важно чтобы родители осознавали, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ним обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

1. Анкетирование «Должны ли быть у мысли правила дорожного движения?»

2. Коллективная выставка «Творенью пир даёт природа»

3. Круглый стол «Развитие познавательных способностей в исследовательской деятельности»

4. Практическая консультация «Опыты и эксперименты в домашних условиях»

5. Марафон открытий «Домашняя лаборатория» совместное экспериментирование детей и родителей в домашних мини – лабораториях.

6. Конкурс: «Нужное из ненужного» (поделки из самого необычного материала)

7. Мастер- класс «Откуда пришёл картофель?»

Мне хотелось бы, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской познавательно — исследовательской деятельности в условиях ФГТ. Доклад на конференции
Опубликовано: 11 марта 2013 в 08:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД