Лучший педагог года

Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Екатерина Карцева
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Нравственному воспитанию дошкольников всегда уделялось особое внимание. На современном этапе во ФГОС ДО одной из задач является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств в частности. Так же в документе указано что, основой образовательного процесса являются духовно-нравственные, социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества.

Публикация «Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, что доказано психологами и педагогами, такими как Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, М. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец. Мы в своей практике при нравственном воспитании детей используем данный вид детской деятельности как основной.

Свою работу в данном направлении мы начинаем с создания в группе условий в соответствии с возрастом детей, для развития и воспитания их морально-нравственных качеств, которые предполагают: эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы, овладение культурными средствами деятельности.

Игровую развивающую предметно-пространственную среду мы организуем таким образом, чтобы у детей был свободный выбор игр и участников совместной деятельности. У нас выделены зоны сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр. Игровая среда может меняться в соответствии с тематическим планом, а так же мы ее постоянно пополняем, в чем активно принимают участие родители.

В процессе формирования нравственных навыков в своей работе мы составили картотеку и используем следующие виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические игры, подвижные.

Следующим шагом в нашей работе является составление перспективного планирования игровой деятельности в соответствии с тематическим планом и планом по курсу «Этическая грамматика». Например: тема недели «Транспорт», тема по «Этической грамматике» «Правила поведения в общественном транспорте» подобраны следующие игры : сюжетно-ролевые «Путешествие», «В гости к бабушке», «Поезд дружбы»; подвижная игра «Пешеходы и водители»; дидактические игры «Азбука пешехода», «Билетик за вежливое слово».

Эффективность использования игр заключается в том, что мы можем организовать их в разные режимные моменты. Так же подобранные нами игры, мы используем на занятиях. Например, часть занятия «Моя семья» по «Этической грамматике», построено в форме сюжетно-ролевой игры «Встречаем гостей», в этом же занятии используем подвижную игру «Поможем бабушке распутать клубок», дидактические игры «Угадай настроение», «Собери цветок».

Для формирования морально-этических качеств, доброжелательных, дружеских отношений между сверстниками; привития навыков культурного взаимодействия; воспитания уважительного отношения к окружающим; с целью знакомства с правилами поведения в общественных местах и транспорте, мы организуем сюжетно-ролевые игры: «В кафе», «За покупками в магазин», «Экскурсия в музей», «В театр» и т. д.

Нашим детям очень нравится участвовать в театрализованных играх, мы подобрали серию драматизаций по сказкам, которые позволяют прочувствовать ситуацию вникнуть в состояние героя: сказки «Под грибом», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; в сказке «Стойкий оловянный солдатик» дается представление детям о стойкостии и мужестве, любви и верности; через проигрывание сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Красная шапочка», «Снегурочка», формируются такие понятия, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь, внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, дети понимают, что должны быть послушными, чтоб не было беды; а такие сказки как «Хаврошечка», «Золушка» у детей вызывает желание заботиться о родных и близких вызывают чувства внимательности.

Для закрепления и расширения представлений детей о правилах этического поведения и общения мы используем разнообразные дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила этикета», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Что будет, если?», «В театре», «У меня зазвонил телефон», «Каждой вещи своё место» и др.

Например, в словесной игре «Вежливые слова» ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, в игре «Цветок красивых слов» дети вставляют свои лепестки, произнося доброе пожелание своим родным или друзьям, в игре «Река вежливости» дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару и др.

В подвижных играх развиваются такие качества как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство коллективизма. Например, в игре «Не намочи ноги» основная задача – развитие равновесия, ребенок должен идти только по дощечкам и не «упасть в болото». Усложнение правил в этой игре дает детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Когда дети подойдут к середине «болота», взрослым создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплыла. Совместно дети решают, как перебраться втроем с помощью всего только двух дощечек?

Мы используем подвижные игры, через которые можно формировать нравственные качества, например, «Найди друга» (где детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы); «Друг без друга нам нельзя» (повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия, «Ловишки вдвоем», «Помоги котенку» и др.

Для установления эффективности использования игр в процессе нравственного воспитания детей в конце учебного года мы проводим диагностику в виде наблюдений, бесед и игр.

Мониторинг педагогической работы в данном направлении за два года показывает положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста. Игра является незаменимым средством, которое способствует формированию: положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок учится адекватно проявлять свои чувства, решать конфликты, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников.

Публикации по теме:

Доклад на тему: «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Семья для ребенка-это источник общественного.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Свою работу я хочу начать со слов великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая.

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть III. Характеристика дидактических игр с сенсорным содержанием, имеющиеся в группе. Целью сенсорного воспитания через дидактические игры,.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Тематический контроль «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» Цель проверки: определения уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 22:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД