МААМ-картинки

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть

Эвелина Рогалева
Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть

III. Характеристика дидактических игр с сенсорным содержанием, имеющиеся в группе.

Целью сенсорного воспитания через дидактические игры, является формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет.

На этой основе выделила такие задачи в группе:

Формирование у детей перцептивных действий

Формирование у детей систем сенсорных эталонов

Публикация «Проект „Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность“, II часть» размещена в разделах

Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В моей группе дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

настольно-печатные

словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы, Играя с ними, мои воспитанники дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дошкольники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Игры с предметами позволяют дошкольникам решать задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Овладевая новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям 2-3 лет дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети еще не могут находить едва заметные различия между предметами, к ним относятся шарики и кубики из дерева и пластика, разные по цвету и величине. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.

В природном центре оформлены и используются игры с семенами, орехами, листочками, плодами, камешками, ракушками). Я использую фантазию и предлагаю детям игры:

«С какого дерева листочек»?",

Чьи эти детки?»

«Собери в корзиночки»

«Разложи по тарелочкам», и др.

Организация этих игр может происходить как в группе, так и на прогулке В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в игре "Магазин продуктов", водитель в игре "Дорога и пешеходы"

и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – это занимательное и интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:

парные картинки,

лото,

домино,

пазлы.

Они различны и решают развивающие задачи

Подбор картинок по парам. Самое простое и последовательное задание в такой игре – это нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две корзинки, два карандаша, платочка, яблока и т. д., одинаковые по цвету, форме, величине и др.

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два паровозика. Паровозики, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

В игре «Геометрическое лото» дети учатся сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. (Приложение №1)

Подбор картинок по общему признаку. В данных играх требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе?", «Кто, где живет?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, обитания, объединяют по одному признаку.

В группе есть игры на составление разрезных картинок и кубиков. Задача данных игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет

Я своей профессиональной деятельности часто использую игры : «Описание, с показом действий, движений».

В этих воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу.

Например, в игре. ("Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет".

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".

Вторая группа, игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает".

Условия для игр в моей группе такие:

- дидактические игры и игрушки располагаются так, что дети знают, где их можно взять;

-яркие, безопасные, легкие;

-доступны и мобильные;

- каждая игрушка имеет свое место — это приучает детей к порядку.

Заключение.

«Игра в дошкольном возрасте – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С. Т. Шатский

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине)

В своей работе провела анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, определила эффективность влияния дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников раннего возраста и необходимость их использования. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по использованию дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Литература

1. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э. А. Александрян. Ереван: Айастан, 2012.-224 с.

2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 2006. - 216 с.

3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М. : АПН РСФСР, 2010. - 486 с.

4. Ахтамьянова И. И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения / И. И. Ахтамьянова // Проблемы интеграции образования на пороге XIX века. Часть II. Бирск: Бирск. гос. пед. институт, 1999. - С. 12-14.

5. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М. : Наука, 2010. - 240 с.

6. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре / Ф. Бартлет. М. : АПН РСФСР, 2009. - 144 с.

7. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. М. : Прогресс, 2009.-320 с.

8. Башмаков М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков // Школьные технологии. — 2010. № 4. - С. 17-23.

9. Безрукова B.C. О построении педагогического знания / B.C. Безрукова // Педагогика. 2007. - № 10. - С. 20-25.

10. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. В 2 ч. Ч. 2 / Д. А. Белухин. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модель», 2007. 304 с.

Боголюбов В. И. Эволюция педагогических технологий / В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2008. - № 4. - С. 12-21.

11. Богуславская З. М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская //Доклады АПН РСФСР. 2011. - № 3. - С. 51-57.

12. Богуславская З. М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 2009. - С. 190-253.

13. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М., Просвещение, 2011. —207 с.

14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божо-вич // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная пед. академия, 2011. — С. 69-88.

15. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл, Эксмо, 2008. 512 с.

16. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с.

17. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др. ; под ред. Л. А. Венгера. — М. : Педагогика, 2008. 256 с.

18. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон ; пер. с англ. ; общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 2008.-464 с.

19. Гизатуллина Д. Х. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 2012. - 222 с

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : ИНТОР, 2009. - 544 с.

20. Данилова В. В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Данилова. - Ленинград, 2013. - 322 с.

21. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. М. : Академия, 2010. - С. 342-349.

22. Запорожец A.B. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. -М. : Педагогика, 2009. С. 91-99.

23. Зинченко В. П. Становление и развитие перцептивных действий / В. П. Зинченко, Ван Чжи-цин, В. В. Тараканов // Вопросы психологии. 2012. - № 3. —1. C. 3-15.

24. Зинченко В. П. Восприятие как действие / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2007. - № 1. - С. 17-24.

25. Зинченко В. П. Проблема генезиса восприятия / В. П. Зинченко // Восприятие и действие / под ред. A.B. Запорожца. М. : Просвещение, 2007. — С. 38-69.

26. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М. : Тривола, 2009. - 304 с.

27. Ильин A.B. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : дис.. канд. психол. наук : 19.00.13 / A.B. Ильин. М., 2009. -172 с.

28. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп ; пер. с нем. -М. : Педагогика, 2011. 240 с.

29. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М. М. Кольцова. М. : Педагогика, 2013. — 144 с.

30. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтес-сори ; пер. с итал. С. Ф. Займовского. — М. : ACT Астрель, 2009. 272

Специальные источники

1. Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей.

webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=85505

2. Реферат "Дидактическая игра как средство сенсорного. "

infourok.ru›…igra-kak…sensornogo…detey…512849.html

3. Дидактическая игра как средство сенсорного развития.

diplomba.ru›work/100966

4. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

skachate.ru›voennoe/59260/index.html

5. Статья (младшая группа) на тему: Сенсорное развитие.

nsportal.ru›Воспитательная работа›…-vozrasta-v-usloviyah

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно — игровую деятельность». Методическая разработка. «Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно – игровую деятельность».

Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений через игровую деятельность Вторая младшая группа Тема: «В гости к временам года» Задачи: Формировать умение различать цвета, ориентироваться на их однородность при.

Конспект НОД По развитию познавательной активности детей через игровую деятельность «Грибочки для ёжика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка» Конспект НОД по развитию.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Младший дошкольный возраст важный период в развитии.

Методическая разработка «Развитие интереса к танцу у детей 6-летнего возраста через сюжетно-игровую форму занятия». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТАНЦУ.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельностьПриобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельность Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное.

Проект «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» подготовительная группаПроект «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» подготовительная группа По мотивам русской народной сказки «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» Тип проекта: творческо - познавательный Образовательные области: Познавательное развитие,.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов СЛАЙД № 1. Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов: цвет, форму, величину, тепло,.

Семинар «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» СЕМИНАР «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность» Цель: обогащение представлений педагогов о сенсорном развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть
Опубликовано: 28 марта 2017 в 13:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД