Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

юлия пятницкая
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Старший возраст

Сентябрь

1. Наблюдение за облаками

Цель: учить детей наблюдать за движением облаков, закреплять знания об облаках, их движении по направлению ветра; развивать наблюдательность, воображение; активизировать словарь детей, используя слова - сравнения.

2. Беседа «Земной шар на столе»

Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса, его значении для человека; учить пользоваться глобусом, находя стороны света (север, юг, запад, восток); активизировать в речи детей такие понятия, как «глобус», «стороны света»; показать детям место, где они живут; развивать наглядно-образное мышление, путем использования логических операций (анализ, синтез и сравнение).

3. Опыт «Место для воздуха»

Цель: дать представление детям о том, что воздух занимает место; закрепить уже имеющиеся знания детей о воздухе; развивать интерес к экспериментированию; учить делать простейший анализ увиденного; подытожить знания о значении воздуха. (см. Приложение № 3)

4. Игра «Солнечный зайчик»

Цель: закреплять знания детей об отражении света, используя при этом зеркало; развивать мелкую моторику рук, чувство юмора.

Ход игры: дети выбирают ведущего и «лисицу», затем пускают по стене «солнечных зайчиков» при помощи зеркал и читают стихотворение:

Зайчик лиску повстречал,

От нее он убегал.

Поищи – ка, ты, пойди!

Раз, два, три – иди скорей лови!

Лисица «ловит» солнечных зайчиков.

Октябрь

1. Цель: Наблюдение за падающими листьями

Цель: дать детям представление об основных физических явлениях – о земном притяжении, том, что все предметы неизменно падают на землю, объяснить, что это происходит потому, что Земля – это большой магнит и притягивает к себе предметы, поэтому все падает только вниз, как легкие предметы, так и очень тяжелые; развивать внимание, наблюдательность, способность к анализу.

2. Беседа «Портрет Земли»

Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; их значении для человека; учить использовать географические карты не только в игровой, но и познавательной деятельности; закреплять знания и умения находить стороны света (север, юг, запад, восток); развивать зрительную память, умение анализировать.

3. Опыт «Веселые картинки»

Цель: познакомить детей со зрительной памятью, как ей можно управлять; учить действовать, соответственно словесным указаниям воспитателя; развивать интерес к экспериментированию, желание самим изготавливать материал для эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Дидактическая игра «Кто быстрее?»

Цель: учить детей ориентироваться по глобусу и географической карте, закреплять умение детей действовать, выполняя словесные указания воспитателя.

Ход игры: педагог показывает на глобусе объект и дает его название (по одному, затем предлагает детям найти на карте и повторить его название; аналогично предлагается найти место проживания детей на глобусе и на карте.

Ноябрь

1. Наблюдение за лужами

Цель: учить детей не только наблюдать за лужами, но и описывать изменения, происходящие в природе (вода в лужах холодная, по ней идет рябь от ветра, по утрам появляется корочка льда); развивать описательную речь детей, используя прилагательные; пополнять активный словарь словами-сравнениями.

2. Беседа «Мы все разные, но мы все равны»

Цель: познакомить детей с разными человеческими расами: славянская, негроидная, азиатская; учить правильно произносить слова «национальность», «раса»; развивать умение определять и описывать ту или иную человеческую расу; дать представление о том, что все люди имеют одинаковые права, независимо от национальности; воспитывать уважение к людям разных рас и национальностей.

3. Опыт «Линза - капелька»

Цель: дать представление детям о том, что капля воды может служить увеличительным стеклом; закрепить знания о лупе, ее назначении, способе использования; продолжать учить детей действовать самостоятельно, соответственно словесным указаниям воспитателя, делать простейшие выводы, исходя из результатов опыта. (см. Приложение № 3)

4. Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: закреплять умение детей узнавать и описывать людей разных рас; развивать наблюдательность, обращая внимание на детали в одежде, прическе, внешности своих сверстников; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход игры: а) воспитатель показывает куклу той или иной расы, а дети должны описать внешность куклы и назвать, к какой человеческой расе относится кукла.

Б) Дети бегают по ковру врассыпную, по команде воспитателя ищут себе пару, становясь лицом друг к другу. Затем поочередно поворачиваются и описывают внешность напарника.

Декабрь

1. Наблюдение за первым снегом

Цель: закреплять знания детей, полученные ранее, продолжать учить описательным рассказам, используя слова – сравнения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, опираясь на имеющиеся знания, учить рассказывать о свойствах снега; обращать внимание на красоту такого природного явления, как снегопад.

2. Беседа «Путешествие на край Земли»

Цель: познакомить детей с Северным и Южным полюсами, их местонахождением на глобусе и географической карте, населением этих материков, климатическими условиями; развивать умение детей рассказывать о Северном и Южном полюсах, используя макеты; активизировать речь детей словами «полюс», «вечная мерзлота»; закреплять знания о льде, снеге.

3. Опыт «Вода – силач»

Цель: учить детей наблюдать силу замерзшей воды, используя уже имеющиеся знания; дать представление о том, что замерзшая вода расширяется; систематизировать знания детей о воде, продолжать учить детей делать выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Подвижная игра «Медведи и пингвины»

Цель: закрепить знания детей об обитателях Северного и Южного полюсов, активизировать словарь детей, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: «дети – пингвины» ходят по ковру, читая стихотворение

Дружный народ в АНТАРКТИДЕ - Пингвины.

Ходят пингвины строем единым.

Строем пингвины идут на обед,

Хором кричат по – пингвиньи: «Привет!», а «дети – медведи» спят. По команде воспитателя медведи просыпаются и ловят пингвинов.

Январь

1. Наблюдение за снежинками

Цель: закреплять знания детей о снеге, снежинках, о природных явлениях и изменениях, связанных с ними; рассказать о том, почему снежинки имеют разную форму, учить видеть красоту каждой снежинки, продолжать учить описывать все увиденное.

2. Беседа «Путешествие в тундру»

Цель: дать представление детям о тундре, о ее климатических условиях, об обитателях, растениях; закреплять знания о вечной мерзлоте; учить сравнивать климат Северного и Южного полюсов и тундры, обращая внимание на схожесть климата; развивать умение проводить простейший анализ, делать выводы, опираясь на макет; активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами: «тундра», «карликовые растения», «мох».

3. Опыт «Разный лед»

Цель: дать представление детям о том, что вода замерзает быстрее, чем другая жидкость (сок, лед, полученный из воды гораздо тверже, а тает гораздо медленнее; продолжать учить самостоятельно выполнять все словесные указания воспитателя, делать выводы, исходя из результатов опыта; развивать интерес к экспериментам с водой; воспитывать осторожность при проведении эксперимента.

4. Подвижная игра: «Езда на нартах»

Цель: закрепить с детьми знания о тундре, ее обитателях, народах, населяющих ее; развивать ловкость, силу, быстроту.

Ход игры: дети делятся на две команды, в каждой команде выбирается олень. По сигналу воспитателя один наездник делает на олене круг, возвращается и берет еще одного пассажира. Выигрывает та команда, которая прибежит со всеми участниками команды первая к своему месту.

Февраль

1. Наблюдение за инеем

Цель: дать детям представление, что такое иней, его назначение в природе, рассказать, почему он появляется; продолжать учить детей делать выводы, исходя из увиденного; развивать умение систематизировать свои знания, интерес к природным явлениям.

2. Беседа «На чем держится небо?»

Цель: рассказать детям о горах, их происхождении, значении для Земли и для человека, используя макет, рассказать о проживающих в горах людях; познакомить с названиями самых высоких гор на Земле, используя иллюстрации, развивать интерес детей к обитателям гор, их растительности, климате; дать представление о правилах поведения в горах; учить видеть как красоту гор, так и их опасность для человека.

3. Опыт «Что легче, а что тяжелее?»

Цель: дать представление детям о весах, истории их возникновения, их назначении, использовании, значении для человека; учить детей взвешивать тяжелые и легкие предметы, делая выводы, исходя из результатов эксперимента; развивать умение пользоваться весами как в практической, так и в игровой деятельности.

4. Сюжетно –ролевая игра «Магазин»

Цель: систематизировать знания о весах, полученные в экспериментальной деятельности, перенося их в игровую ситуацию; продолжать учить играть в коллективе, воспитывать уважение к желаниям сверстников.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Помимо известных детям атрибутов, воспитатель предлагает использовать весы.

Март

1. Наблюдение за ручьями

Цель: закреплять знания детей о признаках весны: становится теплее, тает снег, бегут ручьи и т. д. ; продолжать учить объяснять те или иные природные явления, отыскивая причинно – следственные связи; продолжать развивать наглядно – образное мышление, умение делать анализ и синтез уже имеющихся знаний.

2. Беседа «Откуда берется вода?»

Цель: дать детям представление о том, что такое «круговорот воды в природе»; закрепить знания детей о состояниях воды (жидкость, газ, лед, учить систематизировать знания, полученные ранее во время бесед и опытов; развивать умение описывать процесс, опираясь на иллюстрации; пополнять словарный запас детей (ручьи, моря, туман).

3. Опыт «Испарение из растений»

Цель: дать наглядное представление детям о том, что такое испарение; пополнять словарный запас детей; закрепить знания о состояниях воды: жидкость, пар, лед; развивать умение описывать опыт, делая выводы, исходя из результатов эксперимента. (см. Приложение № 3)

4. Подвижная игра «Ручеек»

Цель: закреплять знания детей о воде, развивать умение действовать по сигналу, быстроту реакции.

Ход игры: Дети становятся парами, взявшись за руки, и поднимают их вверх, образуя ворота ручейка. Ведущий идет через ручеек и захватывает понравившегося участника, разбивая пару. Затем новая пара становится в конце ручейка. Оставшись один, игрок также проходит через ручеек и ищет себе пару. Действовать нужно быстро, потому что ручеек течет постоянно.

Апрель

1. Наблюдение за увеличением дня

Цель: закреплять знания детей о признаках весны: солнце становится теплее, рассветает раньше, день становится более длинным и т. д. ; учить устанавливать причинно – следственные связи между переменой времени года и происходящими явлениями; дать представление о том, почему день становится длиннее, продолжать развивать умение детей обосновывать свои ответы, опираясь на имеющиеся знания.

2. Беседа «Путешествие в лес»

Цель: закрепить знания детей о лесе, его обитателях, растениях используя макет, о правилах поведения в лесу; учить самостоятельно делать выводы о пользе леса; рассказать о том, что лес – это кладовая для человечества; дать представление о ярусах леса, о его видах, в зависимости от климата; пополнять словарь детей: «джунгли», «тропический»; воспитывать бережное отношение к природе на Земле.

3. Опыт «Скатерть – самобранка»

Цель: дать представление детям о том, что растение «дышит», само себя обеспечивает питанием; закрепить знания детей о том, что такое испарение; продолжать учить описывать процесс эксперимента, делать выводы, опираясь на результат опыта; воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Игра «У медведя во бору»

Цель: закреплять знания детей о лесе, его обитателях, растениях, учить действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать быстроту реакции, бега, ловкость.

Ход игры: дети выбирают медведя, который спит. Остальные ходят, имитируя сбор грибов и ягод, читая стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

Медведь просыпается и догоняет детей.

Май

1. Наблюдение за почвой и песком

Цель: продолжать учить детей наблюдать за переменами, происходящими весной; закреплять знания детей о признаках весны; развивать умение описывать увиденные перемены с почвой и песком, развивать желание проводить эксперименты, делая выводы.

2. Беседа «Чунга –чанга»

Цель: рассказать детям об Африке, ее климате, об обитателях, растениях, о народах, населяющих Африку; закрепить знания о человеческих расах (в частности негроидной, о тропическом лесе; дать представление о жизни людей в Африке, их занятиях (охота, рыбалка); познакомить с ландшафтом; развивать умение пользоваться глобусом, географической картой; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

3. Опыт «Медленный песок»

Цель: дать представление детям о том, что земля пропускает воду быстрее, чем песок; закрепить представления детей о свойствах песка и земли (мелкий, сыпучий; пористая, тяжелая); развивать умение анализировать ситуацию, делая последующие выводы; воспитывать аккуратность при проведении эксперимента.

4. Игра «Обезьянки»

Цель: учить детей точно повторять движения за ведущим, развивать внимательность, зрительную память, быстроту реакции.

Ход игры: дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий выполняет какое – либо движение, повторяет фразу «Сантики – фантики – лимпопо». Остальные играющие делают то же самое. Ведущий старается незаметно изменить движение, продолжая при этом говорить. Тот, кто не успел поменять движение вовремя, выбывает из игры.

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 августа 2013 в 13:40
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...