Организация подвижных игр на прогулке.

Светлана Дружинина
Организация подвижных игр на прогулке.

Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического воспитания.

В настоящее время создана целостная теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребёнка во всех его возрастных периодах (от рождения до семи лет).

Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений. В ней определены цели, задачи, средства, методы и приёмы, а также сформулировано и само понятие.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Как видно из определения, общая цель физического воспитания понимается как сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Основное содержание понятия составляют физическое образование и воспитание физических качеств. Наряду с охраной жизни и укреплением здоровья, оно направлено на развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

В процессе физического воспитания, происходит формирование жизненно важных двигательных умений и передача специальных физкультурных знаний, что положительно отражается на психическом развитие дошкольника. Постепенно происходят существенные изменения в его познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Воспитание физических качеств оказывает благотворное влияние на социальное развитие ребёнка. Здоровый, жизнерадостный ребёнок активнее включается в жизнь общества. Овладение силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и гибкостью проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает: физическое образование, направленное на формирование спортивных двигательных навыков, жизненно важных умений, передачу специальных физкультурных знаний, и воспитание физических качеств (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость).

Для его полноценного осуществления в режиме дня в дошкольном учреждении предусматриваются занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основным средством, улучшающим функционирование всех систем организма, является организованная деятельность. Один из её видов – подвижные игры, которые нормализуют нервные процессы, развивают внимание, память, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат, т. е. являются важнейшим средством физического воспитания.

Игры для детей дошкольного возраста – средство социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Игры необходимы для адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам организма ребёнка.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она относится к проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие, активные двигательные действия, мотивированные правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими) и направляются, в условиях изменяющейся игровой обстановки, на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели, требуют сформированности определённых физических качеств.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

Большое воспитательное значение имеет правильная организация игры. Сюда относится нанесение разметки на игровом поле, проверка расстояний между препятствиями и т. д.

При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Все эти игры организуются и проводятся, как правило, под непосредственным педагогическим руководством.

Рекомендуется тщательно продумывать содержание прогулки. Во время прогулок могут быть использованы:

* подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами: «Серсо», «Кольцеброс», «Кегли»;

* в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

В жаркую погоду целесообразно проводить игры с водой; спортивные упражнения: езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоёма). Зимой катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Организуются спортивные развлечения, проводятся физкультурные праздники. Выбирая для детей игру, педагог должен ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и психологического – развивать чувство товарищества, взаимопомощи. Для этого подходят игры: «Дай руку», «Горелки», «Палочка-выручалочка» и т. д. Среди игр для детей старшего возраста преобладают бессюжетные игры, и это вполне закономерно. Старших дошкольников интересует не образ («кошка», «мышка», не самодвижение, соответствующее данному образу, например, подкладывающие шаги кошки, а результат – поймать мышку благодаря быстроте и ловкости.

Методика проведения подвижных игр в старшей группе предусматривает комплексное использование методов и приемов:

- наглядных: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация;

- словесных: название игры, объяснение, указания, пояснения, распоряжения команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции;

- практических: выполнение движений без изменений и с изменениями, участие в соревновательных играх, самостоятельное проведение игр в различных условиях.

Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры. Решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, но чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности, проявлении. Творческой инициативы при организации и проведении игр. Надо стремиться к тому, чтобы дошкольники научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Задача создания всех необходимых условий для того, что дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Публикации по теме:

«Родитель-заказчик, спонсор, партнер?» (Педагогический совет). Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию к педагогическому совету "Родитель- спонсор, заказчик, партнер?". Все вы практики.

Анкета о ранжировании задач по подготовке детей к школе «Развитие речи, кругозора детей, способности их смотреть и видеть, слушать и слышать, любознательности – это первоочередные по важности.

Библиотека изображений:
  • Человек
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Организация подвижных игр на прогулке.
Опубликовано: 17 марта 2013 в 21:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....