Папки-передвижки

Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ

Светлана Петрова
Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Цель оформления среды : создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

1. Создать педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды ГКОУ для детей сирот с ОВЗ, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;

2. Развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;

3. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

4. Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности через предметно - развивающую среду.

5. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

6. Создать детям атмосферу эмоционального комфорта.

Актуальность:

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно – пространственной развивающей среды.

Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Организация развивающей и игровой среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и работой в ГКОУ для детей сирот с ОВЗ, Программой коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко. В нашем образовательном учреждении используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и дошкольного отделения в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Наши воспитанники развиваются, посещая кабинет творчества «Разноцветные ладошки», музей «Русская изба», музыкальный и физкультурный залы, кабинеты педагога - психолога, учителя- дефектолога, учителя логопеда, информатики для дошкольников, игровой центр

«Игротека», экологический центр.

Наши дети круглосуточно проживают в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому особо хочется отметить о значимости в жизни наших воспитанников организованной насыщенной предметно- пространственной среды.

Таким образом, развивающая среда в нашем учреждении является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде.

Предметно - развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Доступность среды, что предполагает :

1. Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

Именно поэтому оформление помещения группы в ГКОУ для детей сирот с ОВЗ играет большую роль в воспитании и развитии детей. Ребенок находится здесь круглосуточно и окружающая обстановка помогает ему радоваться, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Мною разработанная модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

• детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

• для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающей среды оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.

Грамотно организованная среда даёт мне возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помочь ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт моим воспитанникам с ОВЗ возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

При организации предметно-развивающей среды руководствовалась следующими принципами:

• Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы «От рождения до школы»;

• Соответствие возрастным особенностям и интересам детей ;

• Соответствие требованиям СанПиНа ;

• Открытость среды для преобразований;

• Современность среды;

• Эстетика среды;

• Комфортность среды;

Чем руководствовалась при организации развивающей предметно- пространственной среды в группе :

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должен соответствовать возрасту детей группы.

Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Организуя предметно среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

Развивающая предметно - пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Методические условия реализации (Организация развивающей среды

в нашей группе) :

Предметно-развивающая среда мною подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области использую в ходе реализации других областей.

• При создании предметно-развивающей среды мною учитывались особенности детей, посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.

• Центры оформлены с учетом размера комнат, мебели, что детям дает достаточный простор для разнообразных детских дел.

• Стены групповой комнаты оклеены обоями в спокойный светло-зелёной цвет. В тон стен подобраны и шторы на окнах групповой комнаты. Мебель светлых сортов дерева.

Пространство группы мною организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом.

Предметно-пространственная среда группового помещения поделена на две зоны: рабочая зона и игровая зона.

Среда обогащена элементами, стимулирующими игровую, познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную деятельность.

Организована предметно - развивающая среда для речевого развития.

Все предметы доступны детям.

Оснащение центров мною меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В групповых комнатах мною предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течении дня игрушки, пособия.

Рационально использую все помещения для размещения разнообразных зон: группа, спальня, раздевалка.

Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства в группе позволила мне создать условия для эмоционального благополучия детей.

Таким образом, в комбинированной группе «Смешарики» мною организованы следующие центры развития и воспитания детей с ОВЗ :

• Центр книги «Книжкин дом»- «В гостях у Нюши». В самом тихом месте к ближе к окну- книжное хозяйство. Здесь оформила красивый книжный уголок с двумя креслами. В книжном домике помещаю фотографию писателя, с творчеством которого дети знакомятся данный момент и его литературные произведения. Здесь же оформляю выставки книг по разным тематикам: «Зимушка- зима», русские народные сказки и др. Для книжного центра подобрала справочную, познавательную литературу, энциклопедии для дошкольников. Показываю детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы.

В этом центре приобщаю детей к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Маленьким читателям здесь уютно и спокойно.

• Центр речевого развития «Будем говорить правильно». В группе оформила центр речевого творчества, представляющий возможность воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

• Центр художественного творчества в группе «В гостях у Бараша» выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, мольберт, дидактические игры. Здесь же выбрала место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.

• Музыкальный центр «В гостях у Копатыча».

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

Для этого в группе оформила музыкальный центр, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувства уверенности в себе, активности, инициативе.

• Центр маленького россиянина. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В центре поместила Герб и флаг России и символы России: береза, матрешка, самовар. Оформила фотоальбомы «Мой родной Чапаевск», «Самара», «Русский национальный костюм»,. В центре также можно найти художественную литературу: В. Степанов «Моя родина Россия» ,Т. А. Шорыгина «Родные сказки» и др.

Театрализованный центр (игр-драматизаций) – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке разместила ширму, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Вместе с воспитанниками готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у воспитанников желание играть. Подобранный мною игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Созданы необходимые условия для игры-драматизации по знакомым сказкам,

Игровой центр. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития воспитанников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

В природном уголке поместила детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны.

Оформила макеты леса с дикими животными, жарких стран с животными жарких стран, деревни с домашними животными и птицами.

Со своими воспитанниками в центре природы провожу наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

• Популярностью у детей пользуется «Лаборатория Смешариков: «В гостях у Лосяша» (центр познавательной и исследовательской деятельности, который совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

Для детского исследования и экспериментирования поместила в центр самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, лупы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирала специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. В центре в форме альбома вместе с детьми помещаем результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок.

• Сенсомоторный и математический центр создала для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); В группе использовала специально выбранное место для зоны сенсорного и познавательного развития. В уголке собрана игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей : дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операция классификации, на узнавание по описанию, игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический домик «, «4 –й лишний», «Найди отличия»и др. Для развития мелкой моторики собраны разнообразные мозаики, пазлы, игры-шнуровки.

• В Центре «ИКТ» разместила : ноутбук, телевизор, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками, детский компьютер, ноутбук.

Центр строительно – конструктивных игр способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка достаточно насыщен (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек). Это позволяет мне организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр двигательной активности «Будь здоров» находится в раздевальной комнате. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей, что очень важно для воспитанников с ОВЗ III-IV группой здоровья.

А так же для поддержания и укрепления физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья применяю здоровьесберегающие технологии. В центре подобрала пособия, познавательную литературу, оформила альбомы о ЗОЖ, дидактические игры, для решения задач по этому разделу.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как уголок уединения, отдыха, психологической разгрузки. С этой целью оформила в спальной комнате уголок уединения, он совмещен с театральным центром. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, рядом книги, семейные альбомы, любимые игрушки.

Центр безопасности дорожного движения «В гостях у Пина» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, макет улицы, дорожные знаки.

Детям с ОВЗ, с круглосуточным пребыванием в ДОУ важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Созданная мною среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к группе, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек и создании условий для использования игрушек произошли значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Таким образом, представленная мною модель предметно-развивающей среды позволяет :

- изменить распределение детских активностей : увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);

- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

- обеспечить психофизиологический комфорт детям и мне, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

- воздействовать на настроение и психическое состояние детей, а через них на организм в целом, т. е. способствовать оздоровлению.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Детское образовательное учреждение - это особое место, это второй дом и для детей и для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие.

Созданный уют, домашняя обстановка позволяют детям, которые круглосуточно проживают в нашем учреждении, комфортно себя чувствовать и погрузиться в волшебный мир детства.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.

3. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

5. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада. // Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.

6. Интернет ресуры : Социальная сеть работников дошкольного образования nsportal.ru, Международный образовательный портал maam.ru.

7. Полифункциональная интерактивная предметно- развивающая среда- современная среда для развития детей. Редакционная коллегия: Л. Б. Баряева, Л. Г. Тарита, Н. Н. Яковлева

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС Слайд 2. Я представляю Вашему вниманию опыт своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе "Центр познания".Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире Проектная деятельность. Максимальный уровень.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей Одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно – пространственная среда.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе В нашей группе мы уделяем большое внимание организации развивающей предметно-пространственной среды. В группе создана комфортная развивающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 сентября 2016 в 15:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД