Организация работы ДОО с неблагополучными семьями, с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Юлия Леготина
Организация работы ДОО с неблагополучными семьями, с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Педагогам детского сада часто приходится сталкиваться с различными типами семей. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка, по его поведению может выявить определенные признаки неблагополучия.

Какие семьи относятся к неблагополучным?

Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо обществу.

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют еще и семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно.

Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением каких-либо вещей и устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным семьям должны быть отнесены и семьи, где ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Т. е. наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии.

Нормативная база

В своей работе с неблагополучными семьями мы руководствовались следующими документами

- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года;

- Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. Порядок описывает понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «жестокое обращение с детьми», «насилие» и др., основные этапы деятельности по выявлению детей нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждению отказов от детей и устранению притяни нарушения их прав и законных интересов, механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Новосибирской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов;

- Положение о взаимодействии органов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Искитима в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении (утверждено постановлением администрации города Искитима от 03.03.2015 № 420).В положении даны такие понятиякак «безнадзорный», «беспризорный», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», прилагается индивидуальный план реабилитационных мероприятийнесовершеннолетнего или его семьи, находящихся в социально опасном положении; акт первичного обследования социального и материально-бытового положения семьи или несовершеннолетнего;

- Положение об уполномоченной службе организации, наделенной отдельными полномочиями органа опеки и попечительства. В положении прописаны задачи, организация и порядок работыУполномоченной службы, взаимодействие Уполномоченной службы с другими органами и организациями;

На основании представленных документов в детском саду были разработаны локальные акты и создана Уполномоченная служба по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследования условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, осуществлению профилактики социального сиротства, организации работы с семьями несовершеннолетних на ранних этапах кризиса (далее Уполномоченная служба).

Механизм выявления неблагополучных семей в ДОО

В начале каждогоучебного годав детском саду разрабатывается план работы Уполномоченной службы по профилактики социального сиротства, организации работы с семьями несовершеннолетних на ранних этапах кризиса.

Родители заполняют анкету. Из которой педагоги выявляются состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст, профессию, количество детей в семье. После обработки анкет Уполномоченная служба ведет мониторинг семей со следующими факторами социального риска:

- Медико социальные – инвалидность или хронические заболевания членов семей, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

- Социально-демографические – неполные, многодетные семьи, семьи с повторными браками и сводными детьми;

- Социально-экономические – низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

- Социально-психологические – семьи с низким образовательным уровнем, педагогически некомпетентными родителями;

- Криминальные – алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры.

На основании обработанных результатов создается банк данных о детях и семьях воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; о семьях находящихся на ранних этапах кризиса, о семьях нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; о выявлении нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних. Банк данных позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с данными семьями.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Работа с родителями из «семьи группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление от педагогов информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.

В ДОО ведется журнал учета сведений о выявлении возможных признаков нарушения прав и законных интересов ребенка, в который заносятся сведения о детях, от кого поступил сигнал и краткое описание факта.

1 этап: установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1. Беседа или встреча с родителями. Лучше назначить родителям и ребенку, встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т. п. Наконец, родители могут вообще не впустить педагогов членов Уполномоченной службы в свой дом.

В своей профилактической работе педагоги придерживаются семейно-ориентированного подхода, основная суть которого заключается в том, что семья рассматривается как единое целое. Эффективность работы в данном направлении зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с обоими родителями.

Если контакт не установлен с семьей, то воздействие с семью могут оказыватьгородскими службами помощи семьям. Если родители идут на контакт с сотрудниками ДОО, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей.

2 этап: изучение семьи.

Посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружениемсемьи, соседями.

Заполняется Актсоциального и материально-бытового положения семьи. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику семьи, изучает микроклимата в семье, с помощью анкетирования выявляется стили воспитания ребенка, изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Членами уполномоченной службы проводится диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

1. Посещения на дому, акты обследования материально-бытового положения семьи, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

2. Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т. д.).

В период с 2015 по 2017 год педагогами ДОО и членами уполномоченной службы было посещено 16 семей из них: 3 семьи с опекаемыми детьми, 1 приемная семья, 1 малообеспеченная семья, 3 семьи, в которых один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.

3 этап:обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4 этап: выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОО проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в деятельность ДОО. Так привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

5 этап: составление плана индивидуальной работы с семьей. Работа с семьей строится по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления - оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье.

6 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (управление образованием, отдел опеки и попечительства г. Искитима, комплексный центр социального обслуживания населения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Искитима)

7 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

8 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Профилактика семейного неблагополучия в ДОО

Работа с педагогами

Профилактика семейного неблагополучия в ДОО ведется по двум направлениям: работа с педагогами ДОО и с родителями воспитанников.

Для начала с педагогами ДОО была проведена консультация «Организация работы в ДОО с неблагополучными семьями, неполными семьями, семьями «группы риска» (на которой до педагоговучреждения были разъяснены такие понятия как факторы социального неблагополучия, признаки неблагополучия в семье, признаки физического насилия,а так же педагоги были ознакомлены с алгоритмом работы с неблагополучными семьями)

Далее был проведен психологический тренинг «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями».

Так же с педагогами проводились такие консультации как «Как вести мониторинг неблагополучности семьи», «Какие родители такие и дети», «Поощрение и наказание», «Современные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников»

Работа с родителями воспитанников

Посещение семей

Анкетирование «Ваши взаимоотношения с детьми»

Размещение стендовых консультаций: «Жестокое обращение, что это такое?», «Семейные традиции», «Читаем вместе», «Поощрение и наказание», «Играем вместе с детьми»

Беседы и консультации «Гиперактивный ребенок», «Безопасность ребенка дома»

Журналы инструктажей

Изготовление мини альбомов «Моя семья»

Дни Дублера

Тренинги «Заботливая мама»

Родительские лектории «Семейные ценности»

Фотовыставки «Мамины помощники», «Наш спортивный выходной»

Составление родословной семьи, изготовление герба семьи

Совместная работа воспитателей, педагога-психолога, членов уполномоченной службы можно считать успешной, так как в нашей работе виден положительный результат:

• Одна семья из списка семей профилактического учета органов системы профилактики города Искитима, находящихся в социально опасном положении, снята с учета

• Одна семья передана в отдел опеки и попечительства города Искитима по причине длительного непосещения ДОО по неуважительным причинам.

• Посещено четыре семьи с опекаемыми детьми (все дети живут в удовлетворительных условиях)

• Оказана материальная помощь (в виде детской одежды) четырем малообеспеченным семьям

• Проведена работа с неполной семьей, где мама была занята устройством личной жизни, к ребенку не предъявлялось должных требований, использовались физические наказания. В результате проведенной работы мама прислушалась к советам педагогов и заняла правильную позицию в воспитание ребёнка, что положительно отразилось на его поведении в детском саду, социализации, психологическом микроклимате в группе

• Одна семья находится в судебном процессе по определению места проживания ребенка. Администрация детского сада была приглашена на суд в качестве третьего лица, где предоставила сведения о работе с семьей.

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми (выступление на общесадовском родительском собрании) Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: - привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений.

Алгоритм построения работы в ДОУ при возникновении случаев жестокого обращения с детьми Актуальность усиления профилактики защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье связана с тем, что насилие в семье оказывает негативное.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в младшей группе Слайд 1. Организация мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в 1 младшей группе. Актуальность: проблема обеспечения для.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи - сообщить руководителю образовательного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Организация работы ДОО с неблагополучными семьями, с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Опубликовано: 18 января 2018 в 16:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о последних пластилиновых картинах ребят из кружка «Пчелка»
Три года я занималась кружковой деятельностью по пластилинографии с детьми группы «Цагда» ( «Сайгачонок». Осталось всего несколько дней и я, расстанусь с...
Ребенок в углу. Консультация для педагогов и родителей
Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей — ставить их в...
Мастер-класс «Пион» — из гофрированной бумаги
Для работы понадобиться :гофрированная бумага трех цветов;желтая, красная, зеленая; ножницы, клей-пистолет Из красной бумаги вырезать 10 лепестков, а из...
Использование нетрадиционный техники рисования «Зентангл» в области художественного...
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и имеет комбинированную форму: нарушение речи...
Планирование тематического дня «День Святой Троицы» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи: образовательные - познакомить детей с православным...