МААМ-картинки

Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников

Татьяна Кубло
Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Публикация «Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников» размещена в разделах

Ранний возраст является важным возрастным в развития ребенка. В это время одно из главных мест занимает эмоциональное общение ребёнка и взрослого, что является значительной предпосылкой в становлении форм вербальной коммуникации. Важное место при развитие речевой активности происходит в возрасте от 1 года до 3 лет. В этот период времени ребёнка нужно стимулировать к самостоятельному использованию разнообразных слов, поощряя его речевую активность.

В настоящее время ДОУ выходят на новый этап речевого развития детей, когда происходит пересмотр содержания программ дошкольного образования. Принимаются новые Федеральные государственные образовательные стандарты ДОУ. Одним из важных направлений в педагогике становится работа с детьми раннего возраста по активизации и развитии речевой деятельности, предупреждению и профилактике возникновения разных речевых нарушений.

Проблема развития речи детей, в настоящее время, является актуальной по ряду причин:

• сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — время быстрого развития всех психических функций. Основой развития этого периода –происходит овладение речью, которая становится важной основой для до развития ребенка; дошкольный возраст – это важный период речевой активности ребенка, формирование разносторонней речи, усвоение дошкольником правил и норм родного языка;

• речь постепенно становится главным средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

• ухудшение физического здоровья детей может способствовать развитию речевых нарушений;

• Растете число детей, имеющих проблемы с речевым развитием, связанные с нехваткой внимания к развитию устной речи со стороны родителей и педагогов;

• Дефицит общения со стороны родителей и детей;

• Значительное снижение речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому очень важно с самого раннего возраста начать работу по развитию речевой активности детей, предупреждению речевых нарушений, вовремя скорректировать и заметить отставание в речевом развитии, стимулировать речевую активность способствуя разностороннему, полноценному развитию ребенка.

Очень существенную помощь ребенку могут оказать те люди, которые постоянно общаются с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком приемы и методы для стимуляции речевого общения, направленные на:

• формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;

• способности к подражанию действиям (взрослого, сверстников и речевому подражанию.

развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

• формирование внешнего и внутреннего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;

• формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания;

профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из заданных задач по развитию речи, подберём приемы и методы речевой активности детей. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой общения могут быть как непосредственно организованная деятельность, так и повседневная жизнь детей. В раннем речевом развитии ребёнка важным становится стимулирование, активизация речи, за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами – птицей, кошкой, собакой и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок других детей, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание разнообразных игрушек, предметов, сюжетных картин; ИЗО наглядность.

Практические методы : дидактические игры и упражнения; пальчиковая гимнастика; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Одним из самых эффективных методов являются практические методы организации детей. К ним относится игровой прием. Он включает в себя использование разных компонентов игры в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д.

Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом: в процессе работы по речевому развитию младших дошкольников эффективно использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности младших дошкольников
Опубликовано: 27 января 2024 в 20:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД